Древний город матера - один из первых населенных пунктов в италии. Матера, Италия: древний пещерный город Италия город матера

August 9th, 2013 , 02:09 pm

Вчера ездили в Матеру. Это место, где людям в течении 20 лет наносили пользу. И преуспели в этом. Но через некоторое время после завершения этого действа обнаружили, что в результате потеряли свои корни и традиции - и начали усиленно это делать восстанавливать из оставшихся обломков. И теперь толпы туристов смотрят на развалины старого счастья и его реанимированную часть. Происходило все это здесь.

А теперь - подробности поездки.

В Матеру мы поехали по железной дороге. Вообще в Бари кроме TrenItalia еще три местных автобусно-железнодорожных компании, каждая со своей сетью. Я об этом узнал еще в Москве по информации , а в этом отчете нашел схему расположения вокзалов на Bari Centrale/ И то и другое мне сильно помогло - по ссылкам на сайты компаний я выкачал расписание, а расположение помогло быстро сесть на поезд, без этой информации было бы затруднительно. Правда, расписание оказалось неверным, но, к счастью, не сильно: реально поезда идут минут на 5-10 позже.

Туда ехали на таком старом состав, я первый раз ехал на нем в Европе. Жара, окна открыты.

Но назад мы ехали на современном поезде с кондиционером, вот он стоит на вокзале уже вечером, рядом со старым.

Вообще такие отдельные и, наверное, вполне окупаемые железные дороги меня наводят на грустные мысли - что ж у нас считается, что пассажирская железная дорога - это дорого и нерентабельно? Правда, цены тут повыше, примерно вдвое - 1.5 часовая поездка стоит 4.5 евро, в то время как в наших электричках - около 100 рублей. Но и электрички тут маленькие, а значит стоимость одной поездки дороже. А дорога - одноколейная с разъездом на станциях. Это - станция.

А вокруг - оливковые плантации. Поезд идет до Матеры 1.5 часа, пересадка в Altamura. Правда, в Altamura выяснилось, что в августе до Матеры вместо поезда идет автобус той же компании, но это проблем не доставило - пересели с поезда на нормальный междугородний автобус и поехали дальше. На поезде - интереснее, хотя и без кондиционера. Выехали чуть раньше десяти, в Матеру приехали около половины двенадцатого. Минус - на вокзале никакого туристического офиса, и вообще пустота, какая-либо инфраструктура отсутствует полностью. Но спросили, где тут информация для туристов, нам махнули рукой и в результате мы оказались на главной площади, перед входом в Sassi - старую часть Матеры, которая и привлекает туристов. Только туристический офис у входа на площадь был закрыт.

Это виды со смотровой площадки и от входа.

Залезли в старую цистерну. Реально смотреть там особо нечего - пещера как пещера. Но гид рассказывает историю. Мы, правда, не слушали по причине плохого знания языков, так, краем уха. Экскурсия на итальянском и английском. А мы быстро пробежали.

Еще раз спросили - где бы раздобыть карту, потому что без нее соваться в каменные джунгли не хотелось. Нас направили в частное агенство, но по пути я увидел-таки работающий туристический офис, где мне продали карту за 1.50 евро. Подозреваю, что в частном офисе была бы другая, бесплатная карта, которую я потом взял в кафешке в середине прогулки. Так вот, платная - лучше, потому что в ней подробно показаны все лестницы и проходы и можно гулять не только по туристическим маршрутам. А в бесплатной - только туристические маршруты, правда их больше.

И мы смело пошли. В общем-то излишне смело, потому что Матера - это каменная чаша, солнце стояло почти в зените, а тени - не было.

Очень быстро захотелось пить, тут увидели Остерию. Хозяин предупредил, что через 15 минут они закрываются на сиесту, но если вода - то нет проблем. Мы даже хотели взять и пойти, но он пригласил сесть и отдохнуть, потому как воду в стекле таскать неудобно. Так мы с удивлением оказались в первом sassi - пещерном жилище. Потому что Остерия, снаружи небольшая, оказалась глубоко уходящей под землю. Вот, можно посмотреть.



А когда мы выпили воду, то попытку расплатиться хозяин вежливо отверг. Вот как эта Остерия выглядит снаружи - хозяин там хороший и радушный, жаль, что у нас не получилось к вечеру туда вернуться. Расположено на Via Fiorentini.

Следующее куда мы забрели был sassi Cave Dwelling, в котором воссоздана обстановка прежней жизни. Кроме обстановки там идет рассказ, и у них есть запись на русском. Из нее мы и узнали историю о нанесенном счастье. В 60-е годы был принят закон, по которому кварталы с пещерными жилищами подлежали обязательному принудительному расселению. Которое продолжалось 20 лет, и, думаю, далеко не все жители восприняли это с радостью. А потом кварталы начали разрушаться. И тут уже другие люди спохватились про наследие предков, утрату традиций и прочие подобные вещи. Был принят новый закон, останки счастья признаны культурным наследием, и теперь это туристический объект. Люди могут купить разрушенный sassi, восстановить его и жить. Но дух запустения - он витает во многих кварталах, гуляя дальше мы это видели. А подземные церкви же взяло под свою руку государство. Правда, фрески поела плесень, а ценные могли и вывести, но там, где они остались - их как-то законсервировали. А в проспектах - выдают яркие фотошопленные варианты, поэтому снимать внутри нельзя.

Впрочем, это я забегаю вперед. Cave Dwelling был восстановлен семьей, которая раньше жила в sassi - но основе воспоминаний. Он не единственный, но вот есть ли в других русская запись, я не знаю. В еще одном, куда мы заходили - не было. Расположен на Via Fiorentini и это - единственный ориентир, который я могу дать. Указатели все стандартные, Casa Grotta, и в проспектах оно одинаково, а основное место показано другое, мы там были и там похуже.

А вот как это выглядит. Основное помещение внутри, как гостиная, от него вглубь отходят еще два, спальня с двухэтажной кроватью и другое, где держали скот. Семьи жили большими. Кухня наоборот, в передней части. Для воды - колодец в специальный резервуар внизу, куда собиралась дождевая вода - других источников не было.





Очаровательная кошечка на диване.


Потом мы вышли к каньону с роскошными видами. Оказывается Матера - не чаша, как видно с площадки, она как раз на склонах каньона. По дну течет речка, судя по всему сейчас туда сбрасывают очищенную канализацию.

Поднялись к монастырю августинцев, зашли в церковь. Там можно купить билетик за 2 евро и пройти в подземную церковь San Giuliano - небольшая пещерка с 5 фресками. Успели как раз перед сиестой, когда мы вышли - билетер сворачивался и закрывал церковь.


Спустились вниз, и пошли вверх к кафедральном собору. Развалины sassi. Вход и то, что за входом.

На стене была мадонна.

Кафедральный собор оказался закрыт, то ли на сиесту то ли вообще.

Зато сели на площади в кафешке. Цены не так чтоб демократичные, но как потом оказалось, для Матеры - очень даже ничего. Кафешка - при 5-звездочном двухэтажном отеле, для желающих пожить в историческом наследии. Хотя если уж хочешь погрузиться - живи в sassi. B&B и мелкие отельчики разбросаны по всему городу. Впрочем, может у этого отеля тоже есть подземная часть:)

Собор - на холме, от него хорошие виды.

Шли нетуристическими тропами. Пустые sassi. Дух нанесенной пользы и причиненного добра. Отдельные - восстанавливаются и отделываются, где-то уже живут. Снова каньон. Можно спуститься вниз и прогуляться - дальше есть спуск и висят схемы маршрутов. А на другой стороне видны пещеры совсем не обустроенные.



А здесь - уже обустраиваются.

Выход вентиляции

Здесь что-то делали с двумя блоками...

Цветочки на стене

Виноград ползет по стене и там, наверху - разросся. Висят грозди.

Церковь San Pietro Kaveoso. Хорошо сохранился потолок.




Еще один Casa Grotta, как их здесь называют. Восстановленный быт, в пещере - лошадь, а не осел. И еще пара пещер рядом, одна - была церковью, но остались одни стены.





Дальше мы еще смотрели подземные церкви; Santa Lucia alle Malve, Santa Maria de Idris вместе с San Giovanni in Monterrone и комплекс из четырех церквей Sant Antonio, San Donato, Sant Eligio и Temple Cadute. Одна-две и даже четыре расположенных рядом. Восходят к 12 веку, включая сохранившиеся кусочки фресок - 12-14-17 век. Фрески поела плесень, то что осталось - сильно бледное, фоткать внутри нельзя, а в проспектах фотошоп создает куда более приятное впечатление. Вот спрашивается, почему о культурном наследии было не позаботиться раньше, когда кварталы расселяли, сохранить церкви? Да и людям - вполне можно было дать возможность остаться, переориентировав на обслуживание туристов. Дать возможность расселения, а не обязывать.

Вход в подземную часть церкви и то, что там видно. Спуститься можно в соседнюю, там голые стены.

Еще разные sassi и общие виды

Восстанавливая дом, откуда-то притащили ангела.

Вышли из sassi наверх. Была длинная лестница, так что сразу плюхнулись в кафе на площади San Francesco. Nen-то и оценили, что у Duomo цены были вполне ничего, а ассортимент - хороший.

И пошли смотреть более современный город. То есть относительно sassi современный, а так барочные церкви 17 века, вполне себе достойная старина.

Череп - роскошный.

Мадонна с младенцем и живым святым духом:)

Забрели в археологический музей - Museo Ridola. Каменные топорики ножики и черепки. Но лежит все в таких старинных витринах, витает академический дух. Потом выходишь в греческие залы, довольно много ваз.



Реконструкция какой-то "типичной хижины".

Музей искусства - Palazzo Lanfranchi. Сначала тебя направляют мимо каких-то инсталляций современного искусства, а потом поднимаешься на второй этаж и обнаруживаешь вполне достойные залы старого искусства. В том числе старые фрески, которые откуда-то принесли, быть может как раз из церквей sassi. И дальше - от прошлого к более современному.

У картины написано, что St Eustachio, но, по-моему, это известная сказка про золоторогого оленя. Впрочем,

*** Этот рассказ является фрагментом большого рассказа о поездке в Апулию: "Апулия и Матера – впечатления без погружения ". Понятно, что изъятый из общего контекста отрывок по определению много теряет, поэтому лучше всего читать весь рассказ целиком - при желании найти его очень нетрудно!
.................

Доехать из Бари в Матеру очень просто. Надо всего лишь прийти на вокзал (жёлтенький такой, двухэтажный, облезлый) линии FAL и сесть на ближайший поезд, который отправляется с бинарио уно , то есть с 1-го пути. Правда, пара организационных загвоздок тут всё же имеется, и внимание на них я хочу обязательно обратить. Итак: на фото ниже на табличке «ручной работы», установленной в тупичке 1-го пути, написано: MATERA GRAVINA.

Но если внимательно посмотреть схему маршрутов FAL, то можно увидеть, что после Альтамуры дорога как раз раздваивается: одна ветка уходит на Гравину (которая «-ин-Пулья») и дальше – на Потенцу, а вторая – на Матеру , где и заканчивается. Поэтому изначально очень важно сесть не только в правильный поезд, но и в правильный вагон. Потому что задние вагоны даже до Альтамуры не доходят, где уж «бурнаши» их отцепили, я так и не понял, но суть от этого не меняется. А те, что с божьей помощью всё же добираются до альтамуровской развилки, дальше тоже расходятся: один вагон идёт в Матеру, а другой – в сторону Гравины.

Мой опыт был таким: 1-й вагон состава, отправляющегося из Бари, шёл до Матеры, а из 2-го в Альтамуре нужно было пересесть в тот же первый. Скорее всего, такой алгоритм повторяется из раза в раз, но поскольку я на 100% в этом не уверен, рекомендую ещё в Бари, прежде чем сесть в поезд, спросить у местного служащего (а они обязательно будут на перроне), какой именно вагон идёт до Матеры. Правда, не исключено, что они покажут и на тот, который потом поедет в Гравину (как это было в моём случае), поэтому, во-первых, на всякий случай выучите фразу типа «прямой или с пересадкой?» и переспросите служителя. А в Альтамуре на уж совсем крайний случай уточните у попутчиков по вагону, в Матеру ли пойдёт этот вагон.

Надеюсь, что я не слишком запутал и запугал читателей таким раскладом, но что делать – как говориться, «предупреждён – значит, вооружён».

Зато на обратном пути всё намного проще: просто надо сесть в вагон с табличкой «Bari centrale ». Если найдёте его, конечно. Шутка.

По своему техническому оснащению, как поездов, так и станций, дорога FAL значительно уступает линии FSE. Создаётся ощущение, что последнее переоснащение здесь произошло годах этак в 60-ых. Впрочем, уже потом, на обратном пути, в голову пришла мысль, что в город, подобный Матере, правильно ехать именно в таких поездах – для пущего антуража, для погружения в атмосферу уже в пути. Туалеты в вагонах, кстати, имеются, только состояния соответствующего. Ни воды (которая из крана), ни бумаги там может и не быть, имейте в виду!

В городской зоне Бари поезд шёл очень медленно, но как только выехал в пригороды, совершенно неожиданно рванул так, что даже страшно стало. За него, разумеется:)

В числе прочих пассажиров в вагоне ехали трое мужчин лет за 50, как я понял, на какое-то выездное мероприятие по работе. Одеты они были очень интересно: один в костюме по всем правилам, другой – в костюме, но в кроссовках, а третий – в пиджаке, рубашке и галстуке, но в джинсах и спортивных туфлях. Но дело не в этом. Выяснилось, что по базарности трое итальянских мужчин не уступают десятку испанских женщин (а я думал, что с ними трудно состязаться). Причём двое из них сели рядом, а третий (при обилии свободных мест в вагоне) – через пару рядов – как будто специально для того, чтобы все трое могли по полной программе потренировать голосовые связки. Минут 20 я терпел, а потом перешёл в другой конец вагона, но всё равно спокойно вздохнул только тогда, когда вся чрезмерно энергичная троица (какой сюжет для рекламы утреннего кофе!) вышла где-то на полпути.

Как и до Альберобелло, путь в Матеру занимает немногим менее 1.5 часов при точно такой же цене билета – 4.5 евро. Учтите, что в Матере поезд делает несколько остановок, а выходить надо на главной - Matera-centrale , расположенной, как метро, под землёй.

................

Прости, любимая Испания! Простите, Толедо, Куэнка, Трухильо, Касерес и Сантьяго де Компостела! Простите, Мон-Сен-Мишель и Каркассон, Сиена и Дубровник, Котор, Мдина и прочие музеи под открытым небом! Вы хороши, безусловно хороши, вы – города-звёзды мирового и европейского калибра, но вы и близко не стоите рядом с Матерой!

Господа, я очень волнуюсь. Потому что пришло время рассказать о главном впечатлении этого путешествия, и город, о котором мне предстоит вести речь, совершенно особенный. Сказать, что он поразительный, великолепный или потрясающий (хотя так оно и есть) – только впустую сотрясти воздух. Это супершедевр , который трудно сравнить с чем-то ещё и который ещё труднее описать словами.

Конечно, Матеру нельзя ставить в один ряд с крупными и многоплановыми городами, которые можно (и нужно!) смотреть несколько дней, каждый раз находя что-то новое. Стамбул, Барселона, Париж… Каждый добавит в этот список что-то своё. Но в условной номинации «город единого впечатления» Матере не составит конкуренцию даже Рим. Да-да, я прекрасно отдаю себе отчёт в этих словах. Гуляя по Матере, в моей голове постоянно вертелась фраза: «Это как Рим. Только круче ».

К сожалению, в выражении своих впечатлений о Матере я не смогу рассчитывать на поддержку фотографий. И дело не в качестве фото как таковом. Всем известно, что люди делятся на фотогеничных и не таковых. Первых разбуди посреди ночи после вечерней попойки – а всё равно красавец писаный на фото выйдет. А другие – вроде по жизни и приятной внешности, а сфотографируй их – получается…ну вы сами понимаете:)

Города – они как люди, причём во многих смыслах. И понятие фотогеничности им свойственно тоже. Только тут речь идёт не красивости-некрасивости, а о том, в какой степени фото передают или нет «живые» впечатления. Я помню, какие чувства восхищения испытывал я, стоя внутри Колизея ещё во время самой первой поездки в Италию, и как был разочарован, когда потом увидел свои же фото. Вроде всё и правильно, а того впечатления-то – масштабности, величия, сакральности – нет совсем. Или севильский Алькасар, который на фото растерял свою прелесть. А вот Кордовский наоборот – засверкал новыми гранями. Локоротондо на моих же фото потом мне показался даже интереснее, чем «вживую». А иногда – Трани и Альберобелло тому примеры – фото просто вполне адекватно передают настроение и дух «он-лайна».

Матера, к сожалению, не такая. Её фотографии только покажут (и то частично), что видели мои глаза, но никогда не передадут тех эмоций, которые охватывают там. Впрочем, даже в фильме такого маэстро, как П. Пазолини («Евангелие от Матфея») Матера выглядит не слишком выразительной (М. Гибсон в «Страстях Христовых» и вовсе показал её всего несколько раз на пару мгновений исключительно в качестве фона заднего плана).

Пожалуй, я уже достаточно поплакался на свою трудную долю, но рассказ от этого не продвинулся ни на шаг. Когда не знаешь, что и как писать, не мешает вспомнить пару хороших советов: «С чего начать?» - «С начала» и «О чём писать» - «Как было – так и пиши». Вооружившись этими нехитрыми принципами и поддержкой (на которую я рассчитываю) своих Ангелов, я и начну рассказ о Матере.

Лучшую и вообще единственно правильную карту Сасси - исторического центра Матеры, с которой вы будете чувствовать там себя, как дома, можно скачать на сайте туризма провинции Базиликата:

Http://www.aptbasilicata.it/fileadmin/immagini/opuscoli_informativi/2010/mappa_Matera_fronte.jpg

Такую же карту можно получить в местном туристическом офисе.

Знакомство с Матерой для большинства путешественников, приехавших сюда на поезде, начинается с площади Витторио-Венето (Vittorio Veneto) – большой и красивой, способной украсить не один европейский город:

0 0



0 0

Красивая церковь Mater Domini , принадлежавшая ранее мальтийским рыцарям:


0 0

Дворец правительства, в котором располагается префектура Матеры:


0 0

Кстати, Витторио-Венето (мне стало интересно значение этих слов, которых я раньше не знал) – отнюдь не исторический персонаж, как можно подумать, а название населённого пункта в 60 км севернее Венеции, близ которого в 1918 году имела место наступательная операция войск Антанты, значительная часть которых составляли итальянские дивизии, в результате чего противостоящая им австро-венгерская армия капитулировала.

С площади через крону уличной растительности красиво открываются фрагменты фасада церкви San Francesco da Paola на улице 20-го сентября:


0 0


Ещё утро - и трено туристико только готовится принять первых пассажиров, в которых позже, не извольте сомневаться, недостатка не будет:


0 0


Если пройти по этой улочке мимо паровозика, то буквально через сотню метров мы окажемся на небольшой площади S.Rocco , на которой увидим первую из жемчужин Матеры - церковь Иоанна Крестителя (Chiesa di San Giovanni Battista ):


0 0


Церковь была построена в 13 веке для девяти монахинь, пришедших сюда из Палестины, и называлась Santa Maria La Nova, или Santa Maria ai Foggiali. Имя Иоанна Крестителя она получила после своего возрождения и реконструкции уже в конце 17 века.

Церковь потрясающая – как снаружи, так и изнутри! Причём изнутри даже в большей степени. С ней нельзя сравнить даже интерьер старого собора в Мольфетте – а он был изумительно как хорош! Несмотря на ряд переделок, внутреннее пространство церкви Иоанна Крестителя воссоздает настоящую средневековую атмосферу – мистическую и сакральную. Находясь здесь, понимаешь, сколь ничтожны и даже смешны попытки имитировать близость к Небесам золотом и богатством, чем так грешат, в первую очередь, православные церкви. Нет, Небеса находятся здесь – в простоте, в непоказном аскетизме, в смиренном и молчаливом внимании слову Божьему, раздающемуся в глубине собственного сердца, а не в многословных, шумных и зачастую демонстративных молитвах, переполняющих современные храмы.

0 0

0 0

В значительно лучшем качестве можно насладиться интерьерами церкви Иоанна Крестителя в красивом ролике на страничке http://www.basilicatanet.com/movie/index.asp?nav=materasangiovannibattista .

Фрагменты замечательного бокового фасада церкви:

0 0

Ещё одна «неопознанная», но очень аутентичная церковь, в полной степени соответствующая духу Матеры:

0 0

Но всё это была только присказка: к сказке, т.е. к настоящей старой Матере мы ещё даже не приступали!

............................

Старый город Матеры часто называют "Сасси " (Sassi), что является множественным числом итальянского слова sasso - скала, или просто камень. И это как нельзя более точно передаёт суть: Матера - это город, вырубленный в скалах и город,построенный на скалах. Это город, где здания и окружающий их ландшафт настолько слились друг с другом (в том числе - и по цвету), что уже давно представляют собой единое и гармоничное целое. Создаётся ощущение, что и дома, и церкви, и даже собор, кампанила которого венчает Матеру, как макушка - новогоднюю ёлку, вырастают прямо из скал (а, собственно, так и есть!), как опята из пня. Здесь порой уже трудно найти различие между каменной улочкой или вырубленной в том же камне лесенкой от обычной горной тропинки, а пещеры (как природные, так и рукотворные) частно отличаются от домов только отсутствием дверей и окон. "Есть дома, построенные над пещерами - под разнообразными углами, всех размеров, периодов и стилей. Они поднимаются кверху террасами; дорог нет, есть только узкие проходы и ступени, ведущие наверх или вниз. Плана застройки тоже нет. Дома напоминают скорее термитники, нежели человеческое жилье. " (Г. Мортон )


0 0



0 0

Говоря о Матере, почти всегда рассказывают о страшной нищете и антисанитарии, в которой проживали местные жители в пещерах Сасси вплоть до 50-х годов прошлого века и приводят в качестве примера известный роман Карло Леви «Христос остановился в Эболи », где автор рассказывает от годах ссылки, проведённых в этих краях ("Страшное описание", по словам Г. Мортона). Но мне не хочется педалировать эту тему. В конце концов, что было - то уже давно прошло, и сегодня Матера совсем не производит впечатление бедного и несчастного города. Чему в немалой степени способствуют деньги туристов, стекающихся сюда со всего мира.

Кстати, нельзя сказать, что переселение "пещерных" обитателей (почти 20 000 людей по данным Г. Мортона) в благоустроенные жилища происходило под всеобщее ликование. Мортон обратил внимание, что "...некоторые пещеры залиты бетоном. Оказалось, что городская администрация борется таким образом с жителями, желающими вернуться из новых квартир в свои антисанитарные дома". Что ж, наверное, где-то можно понять людей, которые прожили здесь всю свою жизнь, в которой наверняка были не только мрачные стороны: "Солнце заглянуло в одну все еще обитаемую пещеру и высветлило старую согнутую женщину, стирающую белье в деревянном корыте. Заметив меня, она улыбнулась и пригласила войти. Пещера оказалась просторной. Двери, возможно, пришли сюда от какой-то старой церкви. Они были по меньшей мере пятнадцати футов высотой, толстые, разделенные на панели. В углу стояла кровать, во много раз Шире обычной двуспальной. Над нею были иконы, включая и образ Мадонны-делла-Бруна, рядом - цветная фотография покойного президента Кеннеди. Она рассказала, что один из ее четверых сыновей работает в Питтсбурге, в фирме, занимающейся строительством дорог. Ее муж родился в этой пещере, она пришла сюда юной женой более чем пятьдесят лет назад и родила на этой самой кровати пятерых сыновей и шесть дочек. Похоже, что на этой постели спала вместе вся семья. Счастливое время. Она взглянула на нас, и ее старое морщинистое лицо выразило беспокойство. Женщина подумала, что мы из муниципалитета, и стала просить, чтобы мы разрешили ей остаться жить в этой пещере, а не переезжать в новый город. Пока она разговаривала на местном диалекте с моим попутчиком, я заметил привязанного к кольцу осла. По пещере бегало несколько кур. Возможно, вы сочтете это негигиеничным, но на меня эта сцена произвела благотворное впечатление ."

При прогулке по Матере я искренне рекомендую придерживаться, по крайней мере, в начале пути, большого внешнего маршрута, отмеченного на карте синей линией ("От Сассо Барисано до Сассо Кавеосо"). Практически сразу после церкви Иоанна Крастителя здесь начинают попадаться смотровые площадки - искусственно сооружённые или естественные (т.е. открывающиеся в пространстве между застройками), откуда можно любоваться видами старого города:


0 0


0 0

Однако, как отметил Г. Мортон, "это место кажется еще невероятнее, когда ты по нему ходишь, а не смотришь на него вниз с одной из площадок ". И если соблазн сойти с проторённого пути в одну из аркад, порой напоминающую потайной ход, и спуститься по вырубленным в скалах лесенкам-ступенькам станет слишком сильным - не противьтесь ему!

0 0

0 0

0 0

Лабиринты каменных улочек притягивают и завораживают. Вот где можно позволить себе заблудиться без сожаления, вот где можно блуждать бесконечно, пока ещё несут ноги (не забывайте главный секрет успешного визита в Матеру - обувь, обувь и ещё раз обувь!). Кажый новый спуск или подъём, каждый новый поворот таят в себе очередную тайну, очередное открытие, новый неожиданный вид, который заставляет снова и снова включать фотоаппарат, убранный в сумку из-за, казалось бы, уже достаточного количества фотографий. И волна восхищения, ещё не успевшего улечься после предыдущего ракурса, охватывает душу вновь и вновь. Нет, Матера поистине великолепна !

0 0


0 0

0 0



0 0


0 0


0 0

0 0



0 0

В чём ещё своеобразие Матеры? Она не нуждается в людях - в отличие, например, от закоулков старого Бари. Дух Бари - порождение человека. И если чисто гипотетически представить, что по какой-то причине (дай бог, чтоб этого никогда не произошло!) жители покинут Бари, то он перестанет быть самим собой и превратится в Чернобыль - холодный, лишёный души и жизни, оказаться в котором лично мне было бы тревожно и неприятно (я вообще не любитель "сталкеровских" путешествий).

Матера самодостаточна. Её душа не в людях - она в её скалах, в её камнях, в её sassi. Она сама живая, и она будет живой, даже если в ней не останется ни единого человека. Не люди населяют Матеру - это она населяет себя ими и позволяет им жить здесь. И человек, который не ощутит мистику и тайну "души Матеры", никогда не будет чувствовать себя здесь своим. Но тот, кто соприкоснётся с ними хотя бы поверхностно, вечно будет стремиться возвратиться сюда.

Вид на монастырь Св. Августина (самая верхняя точка синего маршрута):


0 0

Вдоль восточных окраин Матеры протянулось достаточное глубокое и живописное ущелье , называемое Гравиной , по дну которого течёт небольшой ручей:


0 0



0 0



0 0

На небольшой площади, практически висящей над ущельем, расположена церковь Святых Петра и Павла, более известная как церковь chiesa di San Pietro Caveoso :


0 0


Это одна из самых древних церквей Матеры, основанная в 1218 году. Но свой сегодняшний вид она приобрела значительно позднее: в 17 веке был построен новый фасад, а ещё через столетие - колокольня. К сожалению, положение солнца не позволило сделать более качественные фото, поэтому я предлагаю посмотреть это действительно очень живописное место на панорамной страничке http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1794 .

Где-то в старой Матере:


0 0



0 0



0 0



0 0


0 0


Одной из достопримечательностей Сасси являются пещерные церкви и монастыри . Своим появлением они обязаны монахам, которые переселялись сюда с востока и приносили с собой архитектурные традиции Анатолии, Антиохии и Сирии. Поэтому в гротах и скальных храмах можно наблюдать смешение самых разных религиозных стилей. Из многих существующих в Матере крупных пещерных церквей (http://www.comune.matera.it/it/turismo/le-chiese-rupestri), как правило, выделяют пять: Santa Lucia, Madonna de Idris and San Giovanni in Monterrone, Convicinio di Sant’Antonio, San Pietro Barisano, Santa Maria de Armenis и Santa Barbara , из которых сегодня реально доступны четыре: 3 по единому билету (http://www.sassiweb.it/matera/cosa-sono-i-sassi/chiese-rupestri), а Convicinio di Sant’Antonio - за отдельную плату.


0 0



0 0

Что касается Convicinio di Sant’Antonio - я бы воздержался от совета во чтобы то ни стало посетить его. Если вы увидите пару-тройку церквей из приведённого выше перечня, рискну предположить, что ничего особо нового для себя вы там уже не найдёте, так что оснований делать специальный крюк (на карте это хорошо видно - самый конец синего маршрута справа внизу) ради него я, честно говоря, не вижу. Окончательное же решение вы можете принять, посмотрев посвящённый монастырю ролик на страничке http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1795 .

Вообще посмотреть древние пещерные церкви, на мой взгляд, любопытно, но не более того, если вы не являетесь специалистом в области религиозной живописи. Поэтому делать большой упор на их посещение и строить маршрут именно под них я бы рекомендовать не решился.

Кроме скальных церквей, а Матерее можно в избытке насмотреться и на пещеры, в которых ещё полвека назад жили люди. В некоторых из них устроены небольшие музеи быта Casa Grotta. Но зачем платить деньги за искусственный антураж, когда рядом можно бесплатно посмотреть такие же пещеры, но в намного более аутентичном виде (фактически - в том же, в каком их и оставили).

Самобытный город Матера (регион ), известен во всем мире как город "Сасси" и культурная столица Европы 2019. Матера - один из древнейших городов в мире, способный поразить путешественника антиподом роскоши и величия - собственной простотой и неповторимостью.

В 1993 организация ЮНЕСКО объявила квартал "Сасси" Матеры . Эта территория содержит доказательства обитания на ней человека от эпохи палеолита до наших дней и подчеркивает способность людей адаптироваться к окружающей среде и ее условиям.

Матера является городом, который предлагает посетителям познать историю, находящуюся в непрерывном открытом и в тесном контакте с обычаями и традициями прошлого. Если попробовать начертать приблизительный портрет города Матера - это будет что-то вроде зажигательной смеси узких переулков и камней, многочисленных церквей и прекрасных природных панорам, хорошей кухни и теплого гостеприимства южного итальянца. В общем, друзья, Матера - это не только скалистые "Сасси", но и древняя история и прекрасная архитектура, которая "помнит" таких знаменитых исторических личностей, как Джованни Пасколи и Карло Леви, а также нашего популярного современника Мела Гибсона, актера и режиссера фильма "Страсти Христовы", который был снят именно в Матере.

Сегодня портал "Италия по-русски" рассказывает о десяти самых важных достопримечательностях Матеры, которые нельзя пропустить.

На заметку путешественника: ближайший к городу Матера аэропорт находится в Бари; расстояние от аэровокзала Палезе (Bari-Palese) до Матеры составляет лишь около 60 км.

Старый город - Борго Антико

Старый город Матеры является уникальным, поскольку он возник из пещер, высеченных в скале, а затем принял форму более сложных структур. Территория Борго Антико разделена на два района - Сассо Кавеозо и Сассо Баризано, которые сохраняют в самом центре скалистый "остов", Чивита, который в течение многих тысячелетий был невидимым и недоступным для врагов.

В Чивита находятся исторические резиденции местной знати и Кафедральный собор Матеры. Вдоль Сассо Кавеозо расположен римский амфитеатр и обитаемые ранее пещеры, которые сохраняют самые древние секреты города. Сассо Баризано же, который берет свое название от древнего знатного рода, сосредоточивает в себе мелкие магазинчики и лавки. Чтобы отправиться в исторический тур, начиная от эпохи палеолита до наших дней, советуем надеть удобную обувь!

Церковь Святого Франциска Ассизского

Церковь Святого Франциска Ассизского имеет гармоничный и элегантный фасад в стиле позднего барокко, разработанный архитекторами Вито Валентино и Томмазо Пеннетта, выходящий на широкую центральную площадь Сан-Франческо. Современная церковь была построена на подземной церкви Святых Петра и Павла, которую, по-прежнему, можно посетить через люк. Здесь сохранилась древняя фреска, изображающую визит Папы Урбана II в Матеру в 1093 году. Первая структура церкви, посвященной святому Франциску, восходит к 1200 году, однако только к 1700 году собор достиг своего великолепия. Интерьер церкви состоит из одного нефа с часовнями и обладает особым шармом, благодаря эффектному полиптиху работы Ладзаро Бастиани, художника венецианской школы шестнадцатого века. Говорят, что в 1218 году церковь давала приют святому Франциску Ассизскому. Обязательно посетите этот храм, друзья!

Сан-Пьетро Баризано

Для того, чтобы сделать Вашу прогулку еще более приятной, мы предлагаем Вам добраться до Сан-Пьетро Баризано, самого большого пещерного храма Матеры, расположенного в Сассо Баризано, который кажется подвешенным над пропастью. Особый интерес для туриста представляет колокольня храма, покоящаяся на скале, и фасад, построенный с использованием блоков из туфа. Интерьер церкви имеет три нефа, разделенных массивными колоннами, и шесть алтарей, высеченных в туфе. К счастью, Вы все еще можете увидеть небольшое церковное помещение со стенами, покрытыми фресками ярких цветов в отличном состоянии. Вы найдете здесь и очень красивую крипту, где все осталось нетронутым с древних времен.

Музей Ридола

Чтобы лучше понять долгую историю города Матера, рекомендуем Вам сделать остановку в музее Ридола, где Вы отправитесь в Гранд тур, начиная от предыстории до 3 века до н.э. Старейший музей в городе находится в помещении монастыря Санта-Клара семнадцатого века, он был основан в 1911 году по воле сенатора Ридола, который преподнес в дар государству свою важную археологическую коллекцию - результат многолетних исследований и раскопок. Многочисленные экспонаты музея свидетельствуют о повседневной жизни доисторических обитателей Матеры, кроме того, здесь собраны множество артефактов, относящихся к периоду господствования на территории древних греков. Если Вы любите историю, обязательно посетите музей Ридола!

Билет стоит 2,50 евро.

Церковь Сан-Джованни Баттиста

Церковь Сан-Джованни Баттиста является одним из наиболее важных примеров средневековой архитектуры в Южной Италии и характеризуется типичными архитектурными мотивами романского стиля с восточным оттенком. Расположенный в двух шагах от площади Витторио Эмануэле, храм высится на левой стороне площади Сан-Рокко. Оригинальный фасад церкви является замурованным, потому что он была включен в сад старой больницы; доступ в храм открыт через боковую дверь, украшенную цветочными узорами и колоннами с капителями. Если внешний фасад "обманывает" посетителя своим романским стилем и драгоценными скульптурами, внутри церкви скрывается готикас характерными стрельчатыми арками. Вы будете в восторге!

Палаццо Ланфранки

Перед входом в район Сассо Кавеозо, неподалеку от площади Пасколи, Вы увидите очаровательный и элегантный барочный фасад Палаццо Ланфранки, где в 2003 году разместился Национальный художественный музей современного искусства Базиликаты. Задуманный Епископом Ланфранки, исторический палаццо вмещал в себя семинарию и среднюю школу, где преподавал Пасколи. Сегодня здесь находится музей, разделенный на четыре зоны: религиозное искусство, картинная галерея, принадлежавшая Камилло Д"Эррико, современное искусство и демоэтноантропология. Самый большой сюрприз для посетителя музея Вы найдете на первом этаже: впечатляющую картину "Lucania "61", которую Карло Леви написал в честь столетнего юбилея со дня объединения Италии.

Церковь Санта-Мария-ди-Идрис

Матера является городом-сюрпризом, где удивление и волнение посетителя никогда не заканчиваются! Расположенная в самом центре квартала Сассо Кавеозо, церковь Санта-Мария-ди-Идрис вклинивается меж скал в верхней части Monterrone и предлагает посетителю насладиться фантастическим видом на Сасси. Внутри очень маленький и простой, состоящий из одного нефа и стен с остатками древних фресок, относящихся к тринадцатому веку, этот храм был посвящен Богоматери Идрис. В древние времена во время засухи женщины поднимались по лестнице, ведущей к церкви, на коленях, прося милости Божьей в виде дождя.

Дома-гроты в Сасси

Задумывались ли вы когда-нибудь, каково было жить нашим предкам внутри каменных пещер? Узнать все подробности можно в Матере, которая сохраняет среди своих улиц типичные жилища, вырубленные в скалах - Сасси. Примеры пещерных жилищ расположены в самом центре Сассо Кавеозо: они просто оформлены и здесь сохраняются типичные объекты быта. В Сасси Матеры жили бедные многодетные семьи, причем происходило это совсем не в доисторические времена, а в наши дни, вплоть до конца 50-х годов прошлого века.

Паломбаро Лунго

Местные жители Матеры испытывали большие сложности с водными ресурсами. Поэтому под городскими улочками были вырыты множество каналов и траншей для сбора воды и проложена целая система разнообразных цистерн. Когда-то Матеру называли "Деревней траншей".

Город рьяно охраняет свою подземную историю и около тысячи старинных цистерн для воды. Среди них самая обширная и длинная - Паломбаро Лунго, доступная для осмотра от площади Витторио Венето. Спускаясь, вы увидите своими глазами недра резервуара шестнадцати метров в диаметре, в котором помещалась вода, необходимая для удовлетворения потребностей всех людей в период засухи. Цистерны сегодня опорожнены и восстановлены, однако их посещение не рекомендуется тем, кто страдает клаустрофобией.

Природный парк Мурджия Матерана

Для любителей пеших прогулок и треккинга Матера является идеальным местом для путешествия: парк Мурджия, один из самых живописных природных парков Италии, предлагает множество интересных маршрутов среди изумрудно-зеленой растительности и синевы небес. Начиная с квартала Чивита и продолжая путь до реки, пересекая веревочный мост, вы очутитесь с другой стороны города, откуда можно наблюдать поразительно захватывающие виды на пещеры и скальные храмы города Матера. Это нетронутое человеком место, где можно легко почувствовать себя частью фантастического "дикого" мира.


Фото Thinstock, skyscanner.it

October 18th, 2014

Сасси ди Матера (Sassi di Matera) – древняя часть небольшого современного городка Матера в Италии. Он находится на востоке страны и напоминает римский амфитеатр с домами - гротами, скрывающими террасы. Доказано, что место Сасси было обитаемо еще в эпоху неолита, имеет богатейшую историю, в том числе – архитектуру, археологические находки.

Сегодня Сасси – исторический центр Матеры, который расположен во множестве известковых скал, образующих ущелье небольшой речушки Гравина. В скалах можно увидеть вырезанные жилые помещения и подземные церкви. Историки склоны предполагать, что возраст подземных жилищ – 9 тысяч лет.

Старый город Сасси представляет собой переплетение домов, пещер и часовен. В средневековье на окраинах Сасси, в домах-гротах, жили простолюдины, а в центральной части города – аристократическая верхушка. Сегодня пещеры – достопримечательность для туристов. В некоторых гротах открыты музеи, где сохранена прежняя обстановка старого города.

В пещерном городе можно провести и день, и ночь, а можно остановиться в домах-пещерах, где обустроено 18 комфортных номеров. Часть отеля находится в здании средневековой церкви.

Построенные из камня и вырубленные в скалах церкви, дворцы вместе с подземными катакомбами и водоемами придают Сасси привлекательный вид. Сасси - объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Давайте узнаем про этот город подробнее …

Фото 2.

Ядро города зародилось на противоположных склонах речной долины, называемой расщелина Гравина ди Матера. Во времена Великой Греции была греческим городом, центром которого была Чивита. Сегодня здесь возвышается Кафедральный собор, возведенный в XIII в. В римскую эпоху город укрепили стеной, а многочисленные гроты и скалистые массивы стали использовать для постройки деревенских жилищ, так зародились кварталы Сасси . Со времен кварталы разрастались, лабиринт известняковых домиков-гротов увеличивался и кварталы стали называть Сассо Кавеозо и Сассо Баризано , Чивита осталась между ними.

Сасси (в переводе означает «камни») – исторический центр Матеры, расположенный в скалистом котловане и состоящий из трех районов: Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита. Это место было обитаемо еще в эпоху неолита и имеет очень богатую историю, хорошо иллюстрированную архитектурой и археологическими зонами, находящимися на территории Сасси. Можно сказать, что как жилой район Сасси сформировался под влиянием различных цивилизаций. В доисторическую эпоху здесь строились защищенные траншеями деревни, а в период с 9 по 11 века, когда Сасси населяли народности восточного происхождения, местность начала приобретать урбанистические очертания – появилась система улиц, канализация, водные резервуары. Норманно-свевские поселения 11-13 веков отметились здесь мощными военными укреплениями; за ними последовали испанцы с ренессансной архитектурой (15-16 века), а 17-18 века принесли сюда барочную архитектуру.

Фото 3.

В городе было много огородов и висячих садов, накрытых сводами. Во времена Возрождения эти своды использовались для захоронений, и получалось, что живые люди жили в подземелье, а мертвые хоронились над землей. В темное время суток жители зажигали факелы рядом со своими жилищами, и тому, кто смотрел на город с вершины холма, могло показаться, что перед ним еще одно небо, усыпанное звездами. Это зрелище настолько впечатляло путешественников, что происхождение названия города Матера стали ошибочно связывать с греческим словом «meteora» – звездное небо. Несмотря на многие преобразования, которым подвергался Сасси в течение веков, город все еще сохраняет в своей планировке античные очертания, которые с высоты птичьего полета напоминают по форме греческую омегу. Склоны холма были изрезаны ирригационными каналами, по которым поступала вода из расположенных на возвышенности водохранилищ, наполнявшихся дождевой водой. Основными составными частями города были дворы с колодцами, вокруг которых размещались входы в жилые помещения и пекарня. Такие дворы определяли и фундаментальные ячейки социума Сасси, так как жизнь между его обитателями всегда была отмечена солидарностью и сотрудничеством. Солнечный свет попадал в жилище сверху –летом, падая перпендикулярно, лучи не могли раскалить помещение, а зимой, падая под углом, свет проникал глубже в гроты и согревал их. Кроме того, близость больших каменных масс, служивших природными радиаторами, позволяло круглый год поддерживать температуру в домах на уровне примерно 15 градусов.

Фото 4.

В VIII в. на земли Матеры переселилось много византийских монахов, которые обустроили в гротах церкви, на подобии тех, что можно встретить в Каппадокии (Турция) или в Сирии.
Местные жители, кто находился в затруднительном материальном положении, строили свои жилища в Сасси , используя естественные гроты. Улицы пещерного города были узкие со множеством ступенек и лесенок.

В 1623 году Матера стала столицей Базиликаты и оставалась ей вплоть до 1806 года, затем Наполеон Бонапарт перенес столицу в Потенцу. Это был лучший период для Матеры .
Местные жители испытывали большие сложности с водой. Поэтому они тратили свою энергию не на постройку домов, а на рытье в известняке каналов и траншей для сбора воды и системы разнообразных цистерн. Вода использовалась не только в хозяйстве, но и для сельских работ. Деревней траншей, так называли Матеру .

Канал для сбора воды в цистерну, расположенный в одном из домов. Матера. Базиликата. Италия.

Благодаря этой древнейшей практике, жители Матеры превратили свой город в зеленое место, с подвесными садами, огородами и деревьями.

В начале двадцатого века демографический подъем, начавшийся четырьмя веками ранее, достиг своего апогея. На домах достраивали дополнительные этажи, исчезли огороды, пастбища и висячие сады, каменные цистерны приспосабливались для однокомнатных квартир, в которых люди умудрялись жить вместе с мулами и овцами.

После второй мировой войны вышла в свет книга Карло Леви «Христос остановился в Эболи» , в которой Леви писал про невыносимые условия жизни в Сасси ди Матера.

Его сослали на юг Италии за антифашистские высказывания, приехав в Матеру , он пришел в ужас от увиденного. В 1930-е гг. половина населения проживала в пещерах, по причины жары многие дома были открыты, на полу лежали собаки, овцы, козы и свиньи. «У большинства семей имелась всего одна пещера, и в ней спали все вместе – мужчины, женщины, дети и животные».

Он сравнивает Сасси с громадной воронкой, вызывающей в памяти величественный образ Ада из «Божественной комедии» Данте. Однако образ Леви оказался чем-то большим, чем просто поэтическая метафора: чрезмерное перенаселение вызвало социальный и санитарный коллапс, в результате которого в 50-е годы жителей обязали переселиться из Сасси в другие места. Люди стали вновь заселяться сюда лишь спустя десятилетия, начиная с 1986 года.

Карло Леви увидел Матеру в то время, когда население разрослось до предельных размеров. Места не хватало и над пещерами надстраивали еще этажи. Подвесных садов и огородов больше не сажали, а огромные семьи жили в антисанитарных условиях, без канализации, не соблюдая элементарных гигиенических норм.

Сейчас Сасси снова оживает.

Фото 5.

Тогда возникла «проблема Матеры» , которая выросла до размера «позора нации». И в 1952 году приняли решение переселить жителей в новые кварталы, освободив пещерные дома. На тот момент в Сасси проживало около 15 тысяч человек. Многие из них не хотели уходить из родных жилищ и возвращались обратно, тогда власти замуровывали входы в пещеры цементом.
В 1993 году Сасси ди Матера (Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита) включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

После того, как Сасси ди Матера стали необитаемы, они становились декорациями ко многим фильмам. Здесь снимал Пьер Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея» в 1964 году, а Мел Гибсон «Страсти Христовы» в 2004 году.

Сасси ди Матера строились в разные века и разными цивилизациями. Здесь сохранились доисторические следы, церкви, покрытые фресками VII в. и скалистые постройки IX-XI вв. и более поздних. В Сассо Кавеозо сохранились дома-гроты, некоторые из них можно посетить.

Матера. Базиликата. Италия.

Например, исторический дом на vico Solitario , который воспроизводит обстановку тех времен, когда была заселена.

Посреди комнаты стоит высокая кровать, на которой спало все семейство. Под кроватью – горшок, корыто и прочая утварь, которую доставали днем. Здесь же стойло для животных и обеденный стол. Кухонька в отдельном маленьком помещении, другое помещение использовалось в качестве хозяйственной подсобки, «дырка-труба» — для сбора снега, который таял и давал драгоценную воду.

Свет в дом падал из маленького окошка наверху. Температура в домах была практически постоянной 15 градусов, туф, в котором были устроены жилища работал как климат-контроль.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо , построенная в 1218 году на небольшой площади является одним из самых характерных и ярких мест в Матере . В XVII в. церковь претерпела много изменений и приобрела барочный вид. Внутри хранятся художественные полотна и фрески.

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо. Матера. Базиликата. Италия.

Кафедральный собор возвышается над Сасси . Он был возведен в XIII в. в квартале Чивита, который делит пополам два Сассо. Он уже много лет закрыт на реставрацию, а когда-то принадлежал бенедиктинскому монастырю. Отличает собор красивое резкое окно в форме розы и 52-метровая колокольня. В соборе хранится знаменитая византийская фреска Мадонна делла Бруна.

В Матере более 130 церквей и часовен. В пещерных церквях колоннами служат сталактиты и сталагмиты, неровные стены сохранили следы византийских фресок.

Сегодня пещерный город популярное у туристов место. Здесь нет названий улиц и номеров домов, а длинные переулки могут заканчиваться тупиком. Входы во многие пещеры замурованы или забиты, но можно найти проходы и попасть внутрь.

Сасси представляет собой настоящий «культурный ландшафт» – именно так он именуется в записях о всемирном наследии ЮНЕСКО, в которые он внесен. В средние века в окраинных районах Сасси жил простой люд, а центральную часть города занимала аристократическая верхушка. Эта часть города была возведена на месте античного акрополя, который до сих пор хранит в себе множество неожиданностей. Район Сассо Баризано, находящийся на северо-западе у края скалы, наиболее богат разнообразными скульптурными порталами и фризами, которые скрываются в подземных катакомбах. Район Сассо Кавеозо, расположенный на востоке, похож на римский амфитеатр с домами-гротами, с которых открываются террасы. В центре Сасси – район Чивита, представляющий собой скалистый выступ, разделяющий два других района, на вершине которого высится кафедральный собор. В охраняемую ЮНЕСКО археологическую зону входит также плато Мурджия, и ущелье реки Гравина-ди-Матера, где находятся уникальные подземные церкви.

Фото 6.

Панорама Сасси представляет собой поистине завораживающее зрелище, когда перед взором открывается лабиринты галерей на горном хребте, веками охранявшем загадочный город, будто вышедший из какой-то восточной сказки. Естественные гроты, подземные катакомбы, водоемы, хутора, церкви и дворцы, построенные из камня или вырубленные в скале, сосуществуют здесь, образуя удивительный и гармоничный природно-городской ландшафт. Путь в Сасси лежит сквозь аркады, напоминающие потайные ходы. Барочные и ренессансные фасады сооружены здесь на каменных водохранилищах 8 века, которые были приспособлены для жилья. Византийские церкви заключают в себе колодцы, использовавшиеся в древности в ритуалах культа Митры. Некоторые древние катакомбы использовались для жилья вплоть до 50-х годов 20 века, другие были заброшены и скрыты в глубинах холма. Под площадью piazza Vittorio Veneto расположен огромный резервуар, получивший название «Длинного водолаза» (Palombaro lungo), некоторые отсеки которого были сооружены три тысячи лет назад, в то время как другие были выполнены в 18 веке.

Фото 7.

Среди подземных катакомб Сасси – громадные монастырские комплексы, с множеством келий и уникальными подземными церквями, вырубленными в камне. Их возведение связано с прибытием в Сасси около 1000 года нашей эры монахов-василиан, которые принесли с собой архитектурные традиции Анатолии и Сирии. В подземных церквях можно наблюдать странное смешение различных религиозных традиций: православные иконостасы в базиликах католического типа; на византийских фресках, где Богоматерь обычно изображена в виде царицы, – доступные народные образы. Кроме исторических достопримечательностей, в одном из гротов разместился крупнейший музей современной скульптуры «MUSMA», уникальная коллекция которого содержит экспонаты, иллюстрирующие развитие итальянского и зарубежного искусства с 19 века по первые десятилетия 20 века. Некоторые из домов-гротов, где раньше жили люди, сейчас также превращены в музеи, где сохранена или реконструирована первоначальная обстановка, позволяющая посетителю погрузиться в атмосферу быта старого Сасси.

Фото 8.

Живописные пейзажи древнего города постоянно привлекают кинематографистов. В Сасси снималось несколько фильмов, включая «Страсти Христовы» Мела Гибсона. В Японии даже создали анимэ под названием «Призрак Матеры», где действие разворачивается в катакомбах Сасси

Многие туристы приезжают в древний город, чтобы, словно на машине времени, перенестись в эпоху Средневековья. Кроме того, в Матере сохранились традиции старых ремесленников, мастерских. Здесь, как и раньше, готовят простые блюда местной кухни: варят домашнюю пасту, пекут хлеб и булочные изделия из Матеранской пшеницы.
Отныне, как и прежде, Сисси – гордость Матеры. Местные предприниматели превратили город-призрак в центр туризма, где работают гостиницы, клубы и бары. Это стало возможным благодаря государственным субсидиям, которые позволили восстановить более половины старого города.

Фото 9.

Не так давно тутоткрылась необычная гостиница, номера которой расположены прямо в пещерах. Теперь туристы смогут ощутить себя пещерными людьми (троглодитами) первобытного общества, не отрываясь при этом от привычного комфорта.

Фото 10.

Необычный гостиничный город появился по соседству с городком Матера. Он разместился в средневековом пещерном поселении Сасси, где еще в 1948 году жили порядка 20 тысяч человек. В скалах за Матерой были выдолблены сотни пещер и 155 церквей. На данный момент все они находятся под охраной ЮНЕСКО. В этой связи кажется настоящим чудом и подарком для туристов то, что 18 пещер все-таки недавно перестроили в бутик-отели.

Фото 11.

Гостиничный город под названием Sassi di Matera стал уникальным экспериментом по интегрированию современных технологий в атмосферу средневекового прошлого. При этом удалось найти нестандартное решение и не превращать пещерный комплекс в обычный тематический парк. При первом взгляде на двери и ржавые ключи создается впечатление, что это вход в старый сарай. А между тем комнаты полны света и выглядят вполне комфортабельно. В отреставрированных отелях-пещерах есть все - от удобных кресел до Wi-Fi и роскошных ванных комнат. Помимо стен, о прошлом в некоторых гостиницах напоминают кровати, подвешенные в метре над полом на металлических тросах. Это дань старинным традициям Сасси. В средневековом городе люди жили в одних пещерах с животными, и подвешенные кровати гарантировали им относительную уединенность от домашней скотины. Зато животные вырабатывали дополнительное тепло и согревали своих хозяев.

Фото 12.

В Сасси есть как простые 3-звездочные отели и пансионы, так и роскошные апартаменты. Проживание обходится в 66 евро и выше, причем в стоимость включен завтрак. Уникальный пещерный город принимает постояльцев с апреля по октябрь.

Фото 13.

Фото 14.

Матера – один из самых известных итальянских городов, расположенный в регионе Базиликата перпендикулярно небольшому ущелью. Эти территории были обжиты человеком еще во времена палеолита, а сам город, предположительно, был основан римлянами в 3-м веке до н.э. под именем Матеола. В 664-м году Матеру захватили лангобарды и сделали ее частью Герцогства Беневенто. В 7-8-м веках окрестные пещеры были заселены монахами-бенедиктинцами и последователями греческой православной церкви. В следующих столетиях на этих землях разворачивались жестокие битвы между сарацинами, византийцами и германскими императорами, и Матера не раз подвергалась разрушениям. После того, как в 11-м веке в Апулии обосновались норманны, город перешел под их власть. Только в 15-м веке Матера стала владением Арагонской династии, а позднее она даже была столицей Базиликаты. В 1806-м году столичный титул был передан Потенце, а в 1927-м году Матера стала административным центром одноименной провинции. Интересно, что в 1943-м году жители Матеры первыми в Италии подняли восстание против фашистско-немецкой оккупации.

Во всем мире Матера известна своими «сасси» - античными жилищами, вырубленными прямо в скалах. Эти сасси считаются одними из первых человеческих поселений на территории Апеннинского полуострова. Многие сасси представляют собой обычные пещеры, а улицы в некоторых частых «каменного города» расположены прямо на крышах домов. В 1950-х годах правительство Италии насильно переселило жителей сасси в современный город, однако в последние десятилетия некоторые семьи вернулись. Сегодня Матера может считаться единственным местом в мире, где люди живут в тех же самых домах, что и их предки около 9 тысяч лет назад. Многие сасси ныне превращены в элитные отели и рестораны, а весь комплекс в 1993-м году был включен в список объектов Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО – первым на юге Италии.

Помимо сасси в Матере сохранились многочисленные религиозные строения, в том числе выдолбленные в скалах церкви, которые считаются одними из интереснейших местных достопримечательностей. Важным памятником архитектуры является Кафедральный собор Санта Мария делла Бруна, построенный в 13-м веке в апулийско-романском стиле. Другие заслуживающие внимания церкви – Сан Пьетро Кавеозо и Сан Пьетро Баризано. Также стоит осмотреть недостроенный замок Кастелло Трамонтано начала 16-го века. Еще в Матере есть Археологический музей, Музей современного искусства, Музей Средневековья, Музей крестьянской цивилизации и Музей современной скульптуры.