Кто является платежным агентом пример. О деятельности платежных агентов (Бычков А.). Торговля за наличный расчет

Банковский платежный агент (Б.П.А.) – это вспомогательный канал связи, выступающий юр. лицом, (не относящееся к кредитным учреждениям) или ИП, которые нанимаются кредитными учреждениями с целью выполнения различных банковских задач.

Рассмотрим регулирование банковской деятельности на законодательном уровне. Из ФЗ “О банковской деятельности”, следует, что платежный агент является лицом, принимающим денежные средства для оплаты различных услуг физ. лицам, для зачисления их на счет в банке.

С 2011 года, банковские агенты по платежам получили дополнительные права:

  • принятие и выдача физ. лицу материально-денежных средств, и осуществление операции с денежными средствами самостоятельно при помощи терминалов и банкоматов;
  • прием с дальнейшим переводом (цель платежа не имеет значения);
  • появилась возможность задействовать субагентов, т.е. лиц, которым прямой агент перепоручил свои функции;
  • осуществлять удостоверение личности клиента, не прибегая к открытию счета в банке;
  • предоставление клиентам возможности осуществления перевода денежных средств путем безналичных расчетов.

Что такое платежное поручение и как его правильно оформить вы можете узнать в этом видео:

Обязательства, возложенные на банковского агента по платежам

От исполнения перечисленных ниже обязательств напрямую зависит безопасность платежей:

  • Подписание договора. Без него деятельность агента невозможна.
  • Оператор обязан состоять на учете в Федеральной службе по фин. мониторингу.
  • Открытие счета для сделок с теми или иными активами, при приеме платежей.
  • Банк не должен выступать в роли оператора или лицом, которому прямой агент перепоручил свои функции, т.е. субагентом.

Агентам данная рабочая деятельность приносит невысокий доход. С целью его увеличения посредники осуществляют регистрацию энного количества юр. лиц и с помощью них предоставляют в аренду терминалы.

Курьерские копании тоже не имеют никакого отношения к платежным агентам. Они производят доставку товара и прием денежных средств от заказчиков в счет оплаты. Идентично можно охарактеризовать и тур. фирмы.

Ранее Федеральная налоговая служба предъявляла им штрафы за несоблюдение закона о платежных агентах. Причина этому – перевод средств тур. агентами оператору, за оказанные услуги.


Банковский агент как участник платежной системы.

Последние, были вынуждены по средствам обращения в суд, оспаривать решение Федеральной налоговой службы, объясняя это следующими фактами:

  1. Тур. агентства осуществляют подпор и бронь оптимального клиенту тура. За что собственно и получают часть прибыли.
  2. Работа осуществляется, только при наличии подписанного с оператором договора. В данных документах нет реквизитов спец. счета, с помощью которого агентами проводятся необходимые операции.

Приведенные выше факты нарушают Федеральный Закон.

Возможные риски

Есть в данной сфере свои недостатки и риск. Например, деятельности имеющей отношение к переводам средств при помощи терминалов для оплаты, свойственны риски вовлечения организации по кредитованию в процесс отмывания прибыли, полученной незаконным путем.

Так же этим способом возможно оказание финансовой поддержки терроризма. Это главные отрицательные моменты, связанные с эксплуатацией платёжных терминалов.

Рассмотрим фактор, способствующий снижению данного риска. Речь идет о наложенном законодательством лимите на разовую операцию в рамках не более 15 000руб., без установления личности плательщика. Законно провести операцию с крупной денежной суммой при помощи платежного терминала довольно проблематично. Так как придётся вручную производить большое количество перечисление с вашего счета денежных средств.

Риски отмывания прибыли и финансовой поддержки терроризма терминалов, которые находятся в собственности и обслуживаются кредитной организацией оцениваются как допустимые.

На порядок существеннее риск агентских операций, где банк, выступающий инициатором заключения договора лишен возможности полного контроля терминальных аппаратов.

Следовательно, зачисление денежных средств мимо терминала из стороннего источника гораздо выше. Реализация данных рисков возможна двумя способами:

  • обналиченные денежные средства передаются третьему лицу, тем самым нарушая закон;
  • операции, которые производит агент совершаются без участия реального клиента-плательщика. Это умышленно фиктивные операции.

Концепция деятельности банковского платежного агента должна полностью соответствовать прописанным в законодательстве требованиям. Организациям, находящимся в сотрудничестве с посредниками необходимо иметь спец. счет, чтобы прием поступающих средств происходил исключительно через данный транзит.

Как осуществляется учет денежных средств у платежного агента вы можете посмотреть тут:

Вовлечение в процесс расчетов финансовых посредников - платежных агентов позволяет поставщикам делегировать им право на сбор денег со своих клиентов за вознаграждение. К деятельности платежных агентов предъявляется ряд требований, среди которых - наличие спецсчета в банке. Однако следует иметь в виду, что далеко не каждый сборщик платежей является платежным агентом.

Сборщики платежей

С принятием Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" было положено начало деятельности финансовых посредников, которые на основании поручения, данного им поставщиками товаров, работ и услуг, в соответствии с заключенным между ними договором стали оказывать услуги, связанные со сбором платежей от физических лиц (клиентов поставщика) и с перечислением их за вычетом своего вознаграждения.
В сферу деятельности платежных агентов и привлекаемых ими платежных субагентов входит размещение в торговых центрах, магазинах и иных местах массового скопления людей платежных терминалов, при помощи которых можно отправить платежи за телефон и Интернет, уплачивать пошлины и штрафы, вносить коммунальные и иные необходимые платежи. Помимо поставщика услуг платежные агенты также взимают вознаграждение непосредственно с плательщиков при переводе денежных средств.
Размер такого вознаграждения платежный агент обязан доводить до сведения потребителей, размещая его непосредственно на платежных терминалах или в установленных в них программных комплексах, а также в иных доступных местах, обеспечивая тем самым сообщение потребителю информации в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Размер вознаграждения платежного агента, взимаемого с потребителей, при этом не может быть предметом договора между платежным агентом и поставщиком услуг, поскольку их соглашение регулирует отношения только между ними и в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ не создает обязанностей для потребителей, которые в нем не участвуют (Постановление ФАС УО от 14.02.2014 N Ф09-14673/13).
Также платежных агентов задействуют управляющие многоквартирными домами компании для выполнения операций, связанных с выставлением платежных документов жителям жилых домов, со сбором с них платежей за обслуживание дома и с перечислением их в пользу управляющей компании.
В качестве платежных агентов могут выступать также ресурсоснабжающие организации, которые привлекает управляющая компания для оказания тех или иных услуг по обслуживанию многоквартирного жилого дома, поскольку запрета на совмещение таких функций (поставка коммунального ресурса и оказание услуг по приему денег от жителей дома) Закон N 103-ФЗ не содержит (Постановление ФАС ДО от 07.02.2014 N Ф03-6576/2013). Помимо этого, услуги платежных агентов используются и в других сферах хозяйственной деятельности, где в связи с объемом поступающих платежей требуется финансовый посредник.
Расходную часть бюджета платежных агентов формируют затраты по обслуживанию платежных терминалов, плата за их размещение, вносимая собственнику торгового центра или иного объекта, где он монтирован, расходы по обслуживанию специального банковского счета, который обязаны использовать все платежные агенты в своей деятельности, и иные необходимые затраты.
Закон N 103-ФЗ не обязывает поставщиков услуг заключать в обязательном порядке договоры с платежными агентами, поскольку они вправе по своему усмотрению принимать плату от своих клиентов любыми удобными способами, реализуя тем самым свободу выбора способа оплаты своих услуг (ст. 421 ГК РФ). Соответственно, в тех случаях, когда договор с платежным агентом на прием платежей от своих клиентов поставщик не заключал, он не обязан открывать в кредитной организации специальный банковский счет для зачисления на него денежных средств. Он вправе принимать оплату на свой обычный расчетный счет, через кассу или любым иным доступным для него способом (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 03.12.2014 по делу N 33-9995/2014).
Взаимодействие поставщика услуг и платежного агента выстраивается на основании заключенного между ними агентского договора, в котором стороны оговаривают предмет поручения - обязательство платежного агента собирать платежи с клиентов поставщика услуг (принципала) и перечислять их в его пользу, размер вознаграждения платежного агента, срок и порядок его выплаты, срок действия договора, ответственность за нарушение обязательств и иные условия по усмотрению сторон.
Поставщик услуг должен при этом иметь в виду, что в зависимости от того, каким будет условие о сроке действия агентского договора, будет ясно, сможет ли он от него отказаться. Статья 1010 ГК РФ устанавливает, что агентский договор прекращается вследствие отказа одной стороны от его исполнения в случае, если договор заключен без определения срока окончания его действия. Из смысла указанной нормы права следует, что заявить об одностороннем отказе от агентского договора можно только в случае, если договор заключен без указания на срок его действия.
В связи с этим, если агентский договор предусматривает конкретный срок его действия, поставщик услуг не сможет в одностороннем порядке отказаться от него в любой момент, и платежный агент будет вправе собирать деньги с его клиентов и удерживать свое вознаграждение (Постановление АС ЦО от 07.11.2014 по делу N А68-8428/2013).

Требования к платежным агентам

Используемые платежными агентами платежные терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой, которую необходимо зарегистрировать в налоговом органе по месту постановки на учет платежного агента. Она должна быть исправна, опломбирована, иметь фискальную память с накопителями, контрольную ленту и часы реального времени, обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также представлять информацию для печати, иметь паспорт установленного образца и соответствовать иным требованиям, предусмотренным в ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт".
При этом выдаваемые платежным терминалом чеки должны иметь обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 5 Закона N 103-ФЗ, в частности наименование документа "кассовый чек", наименование оплаченного товара, общую сумму принятых денег, размер вознаграждения платежного агента, дату и время приема денег, номер кассового чека и контрольно-кассовой техники, адрес места приема денег и др. В противном случае платежный агент может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Постановления ВС РФ от 20.01.2015 по делу N 303-АД14-4174, ФАС ЗСО от 04.04.2011 по делу N А03-11941/2010).
При обращении к услугам платежного агента гарантией защиты прав поставщика является использование специальных банковских счетов (счет N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика"), которые имеют особый правовой режим (ст. 4 Закона N 103-ФЗ, п. 4.44 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утв. ЦБ РФ 16.07.2012 N 385-П, п. п. 2.8, 4.14 и 11.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов").
По специальному банковскому счету платежного агента могут выполняться следующие операции: 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; 4) списание денежных средств на банковские счета.
По специальному банковскому счету поставщика услуг могут осуществляться следующие операции: 1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; 2) списание денежных средств на банковские счета. Осуществление по специальным банковским счетам платежного агента и поставщика услуг каких-либо иных операций не допускается.
Поскольку аккумулируемые на специальном банковском счете платежного агента денежные средства подлежат перечислению в пользу поставщика услуг, они не являются собственностью самого платежного агента, и на них поэтому не может быть обращено взыскание по его обязательствам. До распределения денежных сумм на специальном счете и их перечисления в пользу поставщиков услуг на денежный остаток не может быть обращено взыскание по обязательствам самого платежного агента, даже несмотря на то что в составе общей денежной суммы имеется причитающееся ему с поставщиков услуг вознаграждение.
В связи с этим обращение взыскания на денежные средства платежного агента, находящиеся на специальном банковском счете, возможно только в том случае, если можно определить, в каком точно размере они принадлежат платежному агенту как должнику (Постановление ФАС ДО от 07.07.2014 N Ф03-2464/2014).
Если банк в нарушение данного требования все-таки списал со специального счета платежного агента находящиеся на нем денежные средства, то они могут быть с него взысканы как убытки по правилам, предусмотренным в ст. ст. 15 и 393 ГК РФ, поскольку допущенное им нарушение затрагивает интересы потребителей, с которых взимаются платежи для их последующего перечисления в пользу поставщика услуг, и может иметь социально значимые негативные последствия, такие как неперечисление денег ресурсоснабжающим организациям, отсутствие у последних достаточных денежных средств для проведения капитального ремонта, ликвидации аварий, катастроф и т.п.
Защита интересов взыскателя, который имеет подтвержденные вступившим в законную силу судебным решением требования к платежному агенту как к должнику, не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и законных интересов добросовестных потребителей (Постановление АС УО от 22.12.2014 N Ф09-8256/14).
Помимо использования спецсчета платежные агенты также должны встать на учет в Росфинмониторинге в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28.

Когда статус платежного агента не требуется

Поскольку деятельность платежных агентов напрямую сопряжена с приемом денежных средств от физических лиц через платежные терминалы, на специальный банковский счет и иным способом, требования Закона N 103-ФЗ в силу его ст. 1 не распространяются на деятельность по проведению расчетов:
- осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом N 103-ФЗ;
- между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой, и не ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
- в пользу иностранных юридических лиц;
- осуществляемых в безналичном порядке;
- осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Если все из перечисленных случаев не вызывают никаких затруднений при их применении на практике, то достаточно спорной является такая ситуация, как осуществление расчетов между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов.
Если денежные средства собираются по цепочке и попадают к поставщику через посредников от конечного потребителя, который в оплату товаров, работ или услуг вносит наличные денежные средства, возникает вопрос: является ли задействованный в цепочке предприниматель, собирающий платежи, платежным агентом?
Уполномоченные государственные органы на этот счет отмечают, что статус платежного агента предприниматель получает только в случае осуществления им деятельности по приему платежей (письмо ФНС России от 19.04.2012 N АС-4-2/6601@), притом что такая деятельность для него является исключительной, и помимо нее он никаких хозяйственных операций не осуществляет (письмо Росфинмониторинга от 20.10.2010 N 07-02-34/3744).
Данная позиция также подтверждается сложившейся в настоящее время судебной практикой, где отмечается, что действие Закона N 103-ФЗ распространяется только на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - прием платежей. Деятельность платежного агента состоит исключительно в приеме денег, и никаких иных самостоятельных услуг он не оказывает (Постановление ВС РФ от 29.05.2015 N 306-АД14-76). Выступая в качестве платежного агента, он не принимает никакого участия в оказании каких-либо услуг (Постановление ВС РФ от 10.06.2015 N 304-АД14-3005).
Если предприниматель не собирает платежей с конечных потребителей, а самостоятельно реализует услуги за плату (продажа авиабилетов, билетов на театральные и иные культурно-развлекательные мероприятия), то считается, что он не принимает платежи в пользу поставщика, а осуществляет посредническую деятельность по реализации услуг (Постановления Седьмого ААС от 17.02.2014 по делу N А02-1823/2013, 13 ААС от 16.10.2013 по делу N А56-26450/2013), тем более если наряду с ней он осуществляет иные виды хозяйственных операций, например продажу автовокзалом билетов на рейсы и предоставление комплекса услуг, составляющих инфраструктуру автовокзала (Постановление 3 ААС от 10.12.2012 по делу N А33-12927/2012).

Дата публикации: 17.01.2014 15:03 (архив)

С 2010 года деятельность по приему платежей с помощью платежных агентов регулируется Федеральным законом от 03.06.2009г. N 103-ФЗ (далее - Закон).

В целях этого Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Для начала давайте разберемся, кто же такой поставщик, а кто – является платежным агентом.

Поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным Федеральным законом. Поставщиком также являются организации и предприниматели, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Относятся к поставщикам и органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Платежный агент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Отметим, что кредитные организации к платежным агентам не относятся.

Законом установлены определенные требования к платежным агентам и поставщикам.

В частности, в силу п.п. 14, 15 ст. 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Данная обязанность платежного агента корреспондирует с обязанностью поставщика, предусмотренной п.18 ст.4 Закона, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются. Таковы требования п.4 ст. 8 Закона.

Таким образом, использование платежным агентом и поставщиком специального банковского счета при приеме платежей от физических лиц является обязательным.

Если платежный агент либо поставщик не выполнил требование об обязательном ведении специального банковского счета, то он будет нести ответственность в соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Так, за нарушение платежными агентами:

  • обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет;
  • неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Следует также учесть, что платежный агент при приеме платежей, в том числе с использованием терминала, обязан использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Статьей 5 Закона установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.

Обращаем внимание налогоплательщиков, за такие нарушения, как:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
  • применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Как отразить в учете организации, осуществляющей розничную торговлю, продажу товаров через Интернет, если расчеты с покупателями производятся через агента - электронную платежную систему (ЭПС)? В бухгалтерском учете товары учитываются по продажным ценам. Товар продан через Интернет за 17 700 руб. (в том числе НДС 2700 руб.), торговая наценка составила 5700 руб. Денежные средства поступили на расчетный счет организации в день перехода права собственности на товар к покупателю. Денежные средства, поступившие от покупателя, ЭПС перечисляет на расчетный счет организации за вычетом агентского вознаграждения, включающего НДС и составляющего 1,2% от поступившей ЭПС суммы.

Гражданско-правовые отношения

Правоотношения организации и агента (оператора электронных денежных средств) регулируются нормами гл. 52 "Агентирование" Гражданского кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Реализация товаров на территории РФ является объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Налоговая база определяется на дату перехода права собственности на товар к покупателю как стоимость товара (за вычетом НДС) (п. 2 ст. 153 , абз. 1 п. 1 ст. 154 , пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Налогообложение производится по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Услуги ЭПС приобретены для продажи товара через Интернет, т.е. для осуществления деятельности, облагаемой НДС. Поэтому после отражения в учете причитающегося ЭПС агентского вознаграждения организация может произвести вычет НДС на основании выставленного ЭПС счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 172 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Для учета расчетов с ЭПС организация может использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а для учета расчетов с покупателем - счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Выручка от реализации товара включается в состав доходов от обычных видов деятельности (абз. 1 п. 5, п. п. 6.1, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). При этом производится запись по дебету счета 62 и кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка".

Одновременно продажная стоимость товара списывается со счета 41 "Товары" в дебет счета 90, субсчет 90-2 "Себестоимость продаж". Кроме того, производится сторнировочная запись по дебету счета 90, субсчет 90-2, и кредиту счета 42 "Торговая наценка" на сумму торговой наценки, относящейся к проданному товару.

Сумма причитающегося ЭПС агентского вознаграждения (за вычетом возмещаемого НДС) признается расходом по обычным видам деятельности и отражается в составе расходов на продажу записью по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 76 (абз. 1 п. 5, абз. 6 п. 8, абз. 2 п. 9, п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В рассматриваемой ситуации покупатель производит безналичный платеж организации в форме перевода электронных денежных средств (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"). В соответствии с нормами Федерального закона N 161-ФЗ денежное обязательство плательщика перед получателем средств прекращается при наступлении окончательности перевода электронных денежных средств. Этот момент определяется как момент одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств (ч. 17, 15, 10 ст. 7 Федерального закона N 161-ФЗ). Значит, в этот момент задолженность покупателя по оплате товара погашается, что отражается записью по дебету счета 76 и кредиту счета 62.

Налог на прибыль организаций

На дату перехода права собственности на товар к покупателю полученная выручка (за вычетом НДС) признается доходом от реализации (п. п. 1, 2 ст. 249 , п. 1 ст. 248 , п. 3 ст. 271 НК РФ). Указанный доход для целей налогообложения прибыли уменьшается на стоимость приобретения товара, которая в соответствии с абз. 3 ст. 320 НК РФ относится к прямым расходам (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Сумма удержанного ЭПС агентского вознаграждения (за вычетом НДС) на дату утверждения отчета агента относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 264 , пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Признан доход от реализации товара 62 90-1 17 700 Товарная накладная
Списана продажная цена товара 90-2 41 17 700 Бухгалтерская справка
СТОРНО Отражена торговая наценка по проданному товару 90-2 42 5 700 Бухгалтерская справка
Исчислен НДС с выручки от реализации товара 90-3 68 2 700 Счет-фактура
Признан расход в виде агентского вознаграждения, причитающегося ЭПС (17 700 x 1,2%) 44 76 212,4 Агентский договор, Отчет агента
Погашена задолженность покупателя по оплате товара 76 62 17 700 Бухгалтерская справка-расчет
Получены от ЭПС денежные средства (за вычетом суммы агентского вознаграждения) (17 700 - 212,4) 51 76 17 487,6 Выписка банка по расчетному счету
А.С.Дегтяренко, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

С 1 января 2010 года вступит в силу новый Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"*, который будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежными терминалами денежных средств, направленных на исполнение обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг. Комментирует и анализирует новшества И.А. Баймакова, эксперт по вопросам налогообложения.

Платежные агенты

Многие жители нашей страны уже привыкли использовать платежные терминалы, а в ряде случаев и банкоматы для оплаты услуг сотовой связи, телевидения, коммунальных и некоторых других услуг. Причем если 3-4 года назад через терминалы мы оплачивали в основном услуги сотовых операторов, то за последние год-два перечень оплачиваемых услуг серьезно расширился. В зависимости от региона и используемой платежной системы через платежный терминал можно оплатить, например, кредит в банке, штрафы в ГИБДД, охрану помещений, питьевую воду, положить деньги в "электронный кошелек" и т. п. В ряде случаев прием денежных средств от населения в оплату услуг сторонних организаций может осуществляться и в несколько иной форме, например, в некоторых крупных универсамах можно оплатить услуги сотовой связи на кассе. Динамика рынка таких услуг свидетельствует о существовании устойчивого спроса на данную услугу и постоянное расширение видов работ, услуг, которые могут быть оплачены через организации-посредники.

Вместе с тем в настоящее время данная сфера деятельности недостаточно урегулирована законодательно. Практически единственным нормативным правовым актом, определяющим порядок осуществления расчетов при приеме денежных средств от физических лиц является Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями". Определенный указанием порядок предусматривает в качестве обязательного условия для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц наличие договора между коммерческой и кредитной организациями, а также необходимость заключения коммерческой организацией договоров с организациями-получателями средств о переводе денежных средств в их пользу.

С 1 января 2010 года вступит в силу новый Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ). Данный закон будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг, а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Деятельность платежных агентов по приему денежных средств можно рассматривать как "усеченный" вариант посреднической деятельности. Ведь обязанностью платежного агента является исключительно прием денежных средств, их зачисление на расчетный счет и перечисление поставщику.

Учитывая, что принятый закон связан как с регулированием гражданско-правовых отношений в сфере наличного денежного оборота, так и с осуществлением безналичных расчетов, закономерно, что изменения затронули Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности") и Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).

Помимо данных двух законов принятие Федерального закона № 103-ФЗ повлекло за собой необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей", а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях. А изменениями, внесенными в Жилищный кодекс РФ, предусмотрена возможность внесения платы за жилое помещение и осуществление расчетов по коммунальным услугам через платежных агентов и банковских платежных агентов.

Данные изменения в законодательство внесены Федеральным законом от 03.06.2009 № 121-ФЗ (далее - Федеральный закон № 121-ФЗ) и вступают в силу с 01.01.2010 (за исключением изменений в части Федерального закона № 115-ФЗ). Изменения, внесенные Федеральным законом № 121-ФЗ в Федеральный закон № 115-ФЗ, вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 08.06.2009, в "Парламентской газете" - 09.06.2009).

Изучаем новые термины

В первую очередь хочется отметить, что рассматриваемым федеральным законом впервые введены в гражданско-правовой оборот понятия платежного агента, оператора по приему платежей и платежного субагента.

Разберемся, чем характеризуются данные понятия.

Платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Исходя из приведенного определения, можно говорить о том, что платежным агентом может являться любой субъект предпринимательской деятельности. Однако деятельность платежных агентов не распространяется на следующие виды расчетов*:
1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Федеральным законом № 103-ФЗ;
2) между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и занимающимися частной практикой и, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
3) в пользу иностранных юридических лиц;
4) осуществляемых в безналичном порядке;
5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Примечание:
* Подпункт 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 103-ФЗ.

Платежный агент может осуществлять свою деятельность либо в статусе оператора по приему платежей, либо в качестве платежного субагента.

Оператор по приему платежей - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Осуществление деятельности оператора по приему платежей индивидуальными предпринимателями действующим законодательством не предусмотрено.

Платежный субагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, основным отличием между данными двумя категориями платежных агентов является способ заключения договора: либо непосредственно с поставщиком, реализующим товары (работы, услуги), либо с оператором.

Стоит отметить, что в отношении деятельности платежных субагентов предусмотрено дополнительное ограничение, предусматривающее запрет на осуществление приема платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Помимо понятия платежный агент в гражданский оборот Федеральным законом № 121-ФЗ дополнительно введен термин - банковский платежный агент . Статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", изложенной в новой редакции, предусмотрено, что кредитные организации также вправе привлекать для принятия от физических лиц денежных средств организации, не являющиеся кредитными, а также индивидуальных предпринимателей. Такие лица признаются банковскими платежными агентами. При этом банковские платежные агенты могут направлять получаемые от физических лиц денежные средства не только на цели аналогичные тем, которые предусмотрены для платежных агентов, но и зачислять их на банковские счета физических лиц. Кроме того банковские платежные агенты могут быть привлечены "для осуществления операций с использованием платежных карт, а также для передачи кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составления документов, подтверждающих соответствующие операции, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики" .

Для осуществления своей деятельности банковский платежный агент обязан заключить с кредитной организацией соответствующий кредитный договор. При этом передоверие другим лицам осуществления приема платежей физических лиц не допускается.

Специально для банковских платежных агентов внесены изменения в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", предусматривающие соблюдение данными лицами тайны об операциях по счетам и о счетах физических лиц, чьи платежи принимаются ими в соответствии со статьей 13.1 данного закона.

Дополнительные обязанности возлагаются и на кредитную организацию, которая должна вести перечень банковских платежных агентов, с которыми у кредитной организации заключены договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, с указанием адресов всех мест приема платежей физических лиц по каждому банковскому платежному агенту.

Нетрудно предположить, что банковскими платежными агентами и операторами по приему платежей будут являться юридические лица - организаторы платежных систем, а их агенты, как организации, так и многочисленные индивидуальные предприниматели, будут выполнять роли платежных субагентов.

Кроме того, статьей 2 Федерального закона № 103-ФЗ даны определения поставщика и плательщика. Данные определения, по мнению автора, не требуют подробных комментариев, так как из смысла данного закона ясно, что поставщиком является субъект предпринимательской деятельности, реализующий товары (выполняющий работы, оказывающие услуги), а плательщиком - физическое лицо, исполняющее обязанность по оплате соответствующих товаров, работ, услуг. Заслуживает дополнительного внимания то обстоятельство, что к категории поставщиков отнесены юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Порядок осуществления деятельности по приему платежей физических лиц

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Особо важным представляется то обстоятельство, что обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту/банковскому платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. Таким образом, от физического лица не требуется какого-либо дополнительного подтверждения поступления/зачисления средств на счет поставщика. Указанный порядок определен пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ и статьей 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I "О защите прав потребителей".

Для начала осуществления деятельности по приему платежей физических лиц обязательным является заключение соответствующего договора либо с поставщиком, либо с кредитной организацией. В договоре необходимо зафиксировать, в том числе:

  1. От чьего имени - своего или поставщика - осуществляется деятельность.
  2. Распространяется ли действие договора на весь ассортимент товаров (работ, услуг) или только на часть реализуемой продукции.
  3. Способ обеспечения исполнения обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов.
  4. Возможность привлечения платежных субагентов.

Аналогичный порядок с учетом ограничений, определенных статьей 1009 ГК РФ "Субагентский договор", предусмотрен и в части заключения договоров между оператором по приему денежных средств и платежными субагентами. При этом платежный агент вправе действовать исходя из условий договора от своего имени, от имени оператора по приему платежей либо от имени поставщика.

Также в статье 11 Федерального закона № 103-ФЗ отмечено, что запрещена деятельность платежных агентов без заключения договора, соответствующего требованиям рассматриваемого закона, либо договора, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Дополнительно необходимо отметить, что для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, на который и будут зачисляться полученные от плательщиков средства.

При этом рассматриваемым законом не установлен конкретный срок передачи наличных средств, полученных от плательщиков, в кредитную организацию. Соответственно, такой срок необходимо будет установить в договоре между поставщиком и оператором или в договоре между оператором и платежным субагентом.

В отношении банковских платежных агентов следует обратить внимание, что перечень товаров, работ, услуг, в оплату которых банковский платежный агент не вправе принимать платежи физически лиц, подлежит определению Правительством РФ, а не поставщиком.

Особенности формирования доходов платежных агентов

Доход организаций и индивидуальных предпринимателей - платежных агентов/банковских платежных агентов может формироваться как за счет плательщиков-физических лиц, так и за счет поставщиков/кредитной организации.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Такая практика применяется и в настоящее время, когда платежным агентом устанавливается некий размер вознаграждения за оказываемую им услугу, а физическому лицу остается либо согласиться с предлагаемой платой и воспользоваться услугой платежного агента, либо нет.

В случае если платежный агент взимает с плательщика вознаграждение, то денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Необходимо учитывать, что в получении средств больше всего заинтересован сам поставщик/кредитная организация, так как несвоевременное поступление средств даже в течение непродолжительного времени может повлечь негативные последствия. Таким образом, хочется надеяться, что именно поставщики в большинстве случаев будут выплачивать вознаграждения платежным агентам за осуществляемую в их интересах деятельность. Примечательно, что в законе ничего не сказано о возмездном или безвозмездном характере взаимоотношений между поставщиком и платежным агентом.

Применение контрольно-кассовой техники

Пунктом 12 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено, что "платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов" .

Особое внимание в данном определении стоит обратить на необходимость использования ККТ с фискальной памятью, что, несомненно, потребует от платежных агентов дополнительных затрат на переоборудование платежного терминала, а также на обязанность по регистрации ККТ в составе платежного терминала и банкомата в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием места ее установки. В форме заявления о регистрации контрольно-кассовой техники указывается адрес и место установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе регистрируемую ККТ. Этот же адрес установки указывается в карточке регистрации ККТ. Данный порядок разъяснен в письме Минфина России от 11.08.2009 № 03-01-15/8-409. Кроме того, в случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки ККТ, входящей в состав платежного терминала. При этом Минфин России в приведенном выше письме разъясняет, что уведомление составляется в произвольной форме, но с обязательным указанием некоторых сведений, в том числе наименования организации, адреса, телефона, данных о руководителе и главном бухгалтере, модели ККТ, организации, осуществляющей техническую поддержку ККТ, а также старого и нового адресов установки платежного терминала (банкомата), содержащего в своем составе ККТ.

Требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, определены статьей 5 Федерального закона № 103-ФЗ, а банковским платежным агентом - статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Помимо "привычных" реквизитов чека ККМ, предусмотренных Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 № 745, можно увидеть и дополнительные обязательные реквизиты, среди которых:

  • наименование оплаченного товара (работы, услуги);
  • адрес места приема денежных средств;
  • размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
  • наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
  • номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Кроме того, законом предусмотрен перечень обязательной информации, предоставление которой должен обеспечить платежный агент в каждом месте приема платежей.

Подобные требования предусмотрены и в отношении банковских платежных агентов.

При приеме денежных средств платежный агент вправе использовать платежные терминалы, а банковский платежный агент - платежные терминалы и банкоматы.

Стоит отметить, что ранее, несмотря на широкое распространение платежных терминалов и банкоматов, в законодательстве отсутствовали их определения. Данный пробел был устранен Федеральным законом № 103-ФЗ.

В Федеральном законе № 103-Ф3 дано следующее определение Платежного терминала - это устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Требования, предъявляемые к платежным терминалам, определены статьей 6 Федерального закона № 103-ФЗ. В частности, предусмотрено, что платежные терминалы должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

  • представление плательщикам определенной информации, предусмотренной статьей 4 Федерального закона № 103-ФЗ;
  • прием от плательщиков сведений о поставщике и приобретаемых товарах (работах, услугах);
  • прием денежных средств, вносимых плательщиками;
  • печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема денежных средств.

Банкомат - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.

Аналогично, в составе банкомата, используемого банковским платежным агентом, также должна быть контрольно-кассовая техника. Особо предусмотрено, что "применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами или банкоматами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица банковского платежного агента не допускается" .

Стоит напомнить, что статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что субъекты предпринимательской деятельности вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности, а также при осуществлении некоторых видов деятельности. Однако данный порядок не распространяется на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Кроме того, изменениями, внесенными в статьи 4-6 Федерального закона № 54-ФЗ, определены специальные требования к контрольно-кассовой технике в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами, а также обязанности лиц, их применяющих (за исключением кредитных организаций).

Соблюдение законодательства РФ о противодействии "отмыванию" доходов и финансированию терроризма

Напомним, что законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма состоит из Федерального закона № 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

Стоит отметить, что согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после постановки его на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В настоящее время таким органом является Росфинмониторинг. Кроме того, оператором должны быть в установленном порядке согласованы правила внутреннего контроля, а также проводиться идентификация физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за деятельностью банковских платежных агентов возложен на кредитную организацию, с которой заключен договор. Несоблюдение банковским платежным агентом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является основанием для расторжения кредитной организацией соответствующего договора.

Дополнительно заслуживают внимания следующие изменения, внесенные в Федеральный закон № 115-ФЗ:

  1. Понижен с 30 000 до 15 000 рублей порог, при котором обязательно проведение идентификации клиента-физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя (статья 7 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом существовавшие ранее "послабления" в части необязательности проверки клиента исключены из закона. Так, например, в настоящее время идентификация не требуется по операциям, связанным с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ, связанным с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, связанным с осуществлением платы за жилое помещение, коммунальные услуги, уплатой взносов членами садоводческих, огороднических, дачных и т. п. некоммерческих объединений, а также связанным с уплатой алиментов. Начиная с 5 декабря 2009 года, при осуществлении таких платежей у клиента - физического лица будут требовать паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность.
  2. Отдельной статьей определены права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств. Сняты ограничения в отношении контроля за осуществлением операций с денежными средствами или иным имуществом в отношении иностранных публичных должностных лиц (статья 7.2 Федерального закона № 115-ФЗ).
  3. Выделены в отдельную статью обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании иностранных публичных лиц (статья 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ).

Меры ответственности

В завершение необходимо напомнить, что статья 14.5 КоАП РФ дополнена новым положением, предусматривающим ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения.

Размеры административных штрафов такие же, как и в случае неприменения ККТ или отсутствия установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ:

  • на граждан - от 1 500 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.

Таким образом, с 2010 года вступят в действие обновленные правила осуществления деятельности платежных агентов. Насколько изменится порядок приема денежных средств от населения, а также размер вознаграждения платежных агентов, покажет время.

Таким образом, рассмотренные федеральные законы определяют "законодательные рамки" осуществления деятельности платежных агентов. Можно предположить, что физические лица не почувствуют существенных изменений, оплачивая коммунальные платежи или услуги сотовой связи, в то же время для платежных агентов наступает "жаркий период". Ведь им следует провести тщательную "ревизию" осуществляемой ими деятельности и в случае выявления несоответствия новому закону внести требуемые изменения в договорные отношения, переоборудовать используемые терминалы и банкоматы, а также в необходимых случаях встать на учет в Росфинмониторинге, разработать и согласовать правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.