Как узнать какой цап в смартфоне. Как получить звук аудиофильского качества от обычного смартфона? Вам также может понравиться

Всех участников сегодняшнего тестирования отличают небольшие габариты и возможность автономной работы от встроенной мощной батареи. Таким образом, устройства в первую очередь рассчитаны на использование со смартфонами и портативными плеерами. Однако ничто не мешает использовать их с настольным компьютером и ноутбуком - ведь встроенный наушниковый усилитель способен справиться не только с портативными моделями наушников, но и с полноразмерными, и даже с очень низкой чувствительностью. Более того, выделенный линейный выход позволяет подключать активные колонки в дополнение к наушникам. Так что, говоря «USB ЦАП для мобильных устройств», не будем забывать, что это поистине универсальные устройства. Сфера их применения очень широка и явно выходит за рамки варианта «послушать музыку в дороге». Например, у трех участников из шести есть продвинутый фирменный ASIO-драйвер, а у двух из них - возможность воспроизведения PCM вплоть до 384 кГц и DSD. Такие возможности выводят их на уровень традиционных внешних USB ЦАП.

В чем же отличие от габаритных стационарных ЦАП? Дело, в основном, в мелких неудобствах: все входные-выходные разъемы только формата миниджек, отсутствует экранчик. А вот цифровые входы и выходы S/PDIF, присущие «большим» устройствам, сохраняются.

Рассмотрим участников подробнее.

Creative Sound Blaster E5

Это новая, наиболее продвинутая модель производителя, с 4-ядерным DSP-процессором на борту, с аппаратным эквалайзером и тонной обработок Creative. При подключении к компьютеру Sound Blaster E5 превращается в полноценную звуковую карту с АЦП, драйверами, внутренним микшером, входом для гарнитуры, линейным входом и всем прочим. При подключении к смартфону или планшету - это полноценный USB ЦАП с батарейкой внутри. Есть выделенный полноразмерный USB-вход для iOS/Android-устройств. Micro-USB - только для компьютера и подзарядки батарейки. Есть и Bluetooth для беспроводного использования, например в качестве гарнитуры - в карту встроены микрофоны. Для iOS/Android есть специальное приложение, которое управляет всеми настройками внутреннего процессора с мобильного телефона.

От этой карты Creative никто не ждал чудес - недорогая (MSRP $200), с очень спорным дизайном, кучей обработок SBX Pro Studio, о которых ни на какой студии не слышали. Мы уже устали критиковать Creative за стремление «напихать всего и побольше», чтобы удовлетворить сразу всех пользователей. В итоге получается комбайн, который ничего толком не может делать хорошо. Пользователи, которым нужно много фич и наплевать на качество звука, оказываются не готовы платить высокую цену за карту. А те, кто готов платить, требуют в первую очередь качество звука, рассматривая все остальное как бесплатный бонус.

На поверку оказалось, что Sound Blaster E5 - это полностью новая разработка, которая не имеет ничего общего со всеми предыдущими бюджетными USB-картами Creative и кардинально отличается от младших моделей E1 и E3. В новой карте E5 в единственной все сделано так, как нам хотелось бы. Есть нормальная прямая поддержка от 44,1 до 192 кГц и на удивление отличная начинка:

  • ЦАП Cirrus Logic CS4398
  • АЦП Cirrus Logic CS5361
  • Наушниковый усилитель Texas Instruments TPA6120A2

Понятно, что даже хорошая начинка - еще не гарантия качества. Однако в сравнении с довольно неплохой новой картой E3, не говоря уже обо всех предшествующих Omni и пр., старшая модель E5 заиграла на порядок лучше! Драйвера проработаны намного лучше, есть специальный режим Direct Mode, явно отключающий всю обработку, ASIO-драйвер поддерживает все частоты и работает корректно. Карта разработана очень тщательно и внушает большие надежды. (Во многом это стало результатом нашего постоянного давления на Creative с опорой на читателей и с цитатами их мнений с нашего форума.) Из уникальных функций E5 - два выхода на наушники, микрофонный массив из трех встроенных микрофонов с датчиком положения в пространстве, в комплекте идет держатель с креплением на микрофонную стойку. Все-таки маркетинг Creative не удержался и напихал в карту всего побольше, под самую завязку.

Отметим, что у E5 сравнительно громоздкий корпус, регулятор громкости без насечек, подключение Android-устройств по Micro-USB невозможно. Но доступная цена и выдающийся звук для многих перевесят эти небольшие недостатки и маркетинговые причуды сингапурцев. В целом, совершенно неожиданно получился сильнейший конкурент на рынке и звуковых карт под USB, и мобильных USB ЦАПов.

Oppo HA-2

Разработчики Oppo смогли удивить потрясающим дизайном и самой интригующей начинкой: ЦАП ESS Sabre32 9018 в его мобильной версии 2M. Это выглядит вполне закономерно, так как стационарный ЦАП Oppo HA-1 основан на оригинальном ESS Sabre32 9018 для компонентных устройств Hi-End. Данная микросхема обладает на сегодня рекордными характеристиками сигнал/шум и Кг, превосходящими с большим отрывом все остальные микросхемы ЦАП. Прочие производители нечасто используют 9018, так как она очень дорогая и требует большого опыта ее «готовки» (китайские самодельные киты с eBay почему-то «не звучат»). Еще один бонус от применения Sabre32 - поддержка PCM до 384 кГц и DSD64/128/256. Разработчики Oppo предусмотрели и ASIO-драйвера с возможностью поставить очень большой буфер до 8192 семпла и выбрать высокий приоритет передачи USB-потока в системе.

Таким образом, USB ЦАП Oppo HA-2 был очень тщательно проработан и подготовлен для самых требовательных и продвинутых пользователей. Недостаток, вероятно, только в не самой доступной цене. Зато Oppo HA-2 - самый тонкий внешний ЦАП среди всех участников. Он в разы тоньше прочих, причем даже несмотря на дополнительный несъемный чехол из кожи! Материал корпуса - алюминий, корпус цельнометаллический. Как и в случае с Creative, у нас на тестировании был предсерийный образец, предоставленный производителем. По информации Oppo, в серию пойдет обновленный вариант, с еще более улучшенным качеством звука и увеличенным запасом мощности усилителя.

Denon DA-10

ЦАП основан на TI PCM1795 - это любимая микросхема японцев из Denon. Этот 32-битный преобразователь умеет играть PCM до 192 кГц и даже DSD64/128. Заявлено, что цифровая фильтрация производится за счет специальной фирменной технологии AL32 advanced DSP. Но больше всего нас поразил гигантский двухсекционный кожаный чехол в комплекте, который рассчитан на ношение и ЦАП, и смартфона сразу.

Устройство выполнено из пластика с декоративными алюминиевыми накладками и ручкой. Корпус выполнен толстым намеренно - чтобы в режиме звуковой карты было удобно крутить ручку громкости. Denon DA-10 сделан очень добротно, комплектуется ASIO-драйвером и недешев по цене. Чувствуется, что это устройство очень высокого класса, призванное конкурировать с самыми дорогими моделями, не опускаясь в массовый рынок. В комплекте даже идут провода для iOS-устройств - как с разъемом Lightning, так и 30-контактный. Все выглядит максимально продуманным.

FiiO E18 Kunlun

Китайский ЦАП FiiO с патриотичной приставкой Куньлунь (Лунные горы, крупнейшая горная система в Китае) контрастирует с предыдущим участником своей доступностью по цене и демократичностью. Тут нет ни ASIO-драйвера, ни разъема для подключения iPhone. Модель E18 Kunlun рассчитана на использование только с Android-устройствами и позволяет подключиться очень просто, миниатюрным кабелем Micro-USB-Micro-USB. Также оно подключается к ПК, после чего сразу начинает работать, не требуя драйверов. Однако есть хитрость: устройство видится в системе как цифровой S/PDIF-выход, как бы намекая ОС, чтобы микшер передавал данные побитно, не умножая и не деля цифровой поток в микшере и ничего не подмешивая к результату.

Дизайн устройства шикарный - все полностью металлическое, миниатюрное. Отметим дополнительный Micro-USB для зарядки, отличный от интерфейсного Micro-USB для сопряжения устройств. Это один из очень немногих ЦАПов, который имеет выбор режимов: PC, Phone, Charge Out (звуковая карта ПК, внешний ЦАП для Android и просто подзарядка батарейки телефона). В отличие от многих ЦАП FiiO, здесь применен не WM8740, а TI PCM1798. Регулятор громкости - Alps. Это уже вторая реинкарнация устройства, с небольшими улучшениями. Для своей невысокой стоимости ЦАП выглядит просто произведением искусства - очень грозный соперник в бюджетной категории.

Tento Porta DAC 1866

Кардинально противоположная идеология у сделанного в Германии Tento Porta DAC 1866. Этот продукт стал вершиной долгого пути приверженцев ортодоксальных ЦАПов R-2R, таких как примененный здесь Analog Devices AD1866. Этот ЦАП работает только в режиме 16 бит 44 кГц, но именно это и нужно поклонникам различных самодельных устройств с экзотической начинкой. В интернете бродит теория о том, что «золотой век» цифры закончился с приходом малобитных преобразователей с оверсемплингом. Говорят, что за высокими техническими характеристиками теряется душа звукозаписи. Собственно, долгое время так оно и было: первые 1-битные преобразователи играли просто ужасно. Сейчас ситуация совсем не такая однозначная, что бы там ни говорили отдельные анархически настроенные предводители специализированных форумов.

Итак, данный ЦАП Tento создан для тех, кто коллекционирует нестандартные продукты и ностальгирует по старым добрым временам. Из веяний прогресса тут интерфейсы Mini-USB и Bluetooth. Впрочем, есть и оптический/коаксиальный S/PDIF и нерегулируемый линейный выход. В комплекте идут очень хорошие качественные кабели, а поролоновая упаковка нас даже растрогала. Минус устройства один - не настолько маленькая цена, чтобы просто купить его себе для коллекции. Вероятно, это плата за ручную работу и производство в Германии.

Venture Craft Go DAP BXD

Японцы из Venture Craft переплюнули вычурностью всех. Это тот случай, когда мы, видавшие много чего, не выдержали и упали в обморок. Начиная с инструкции только на японском языке и заканчивая отсутствием режима работы ЦАП по шине USB при том, что разъем Micro-USB присутствует! Однако вы обязаны подключаться только по оптике или коаксиалу.

Это единственный ЦАП на очень странном преобразователе PCM5100A, но зато с Muse 8920 в предусилителе! Вы будете удивлены, но в комплекте даже идут печатные платки для подстройки демпинг-фактора балансного усилителя (!) с разъемом микроджек 2,5 мм (переходник докупается отдельно). Продукт явно для «мсье, знающих толк в извращениях». Впрочем, наушниковый усилитель - старый знакомый, MAX97220A, который себя очень хорошо зарекомендовал в известных продуктах.

Цифры паспортных характеристик устройства выглядят странными. Если импеданс 8-600 Ом шокирует своим диапазоном, то качество - ниже любого затрапезного интегрированного звука: 95 дБ сигнал/шум, 0,01% искажений. Спешим обрадовать: это самооговор производителя. Наши цифры измерений получились намного лучше: 100 дБ сигнал/шум и 0,002% искажений при любой нагрузке.

Итого: симпатичное, но очень странное, на наш европейский взгляд, устройство, все настройки которого регулируются вскрытием корпуса и перестановкой перемычек и миниатюрных печатных платок. Складывается впечатление, что это не USB ЦАП, а какой-то «тамагочи для аудиофила». Производителю наше пожелание: продумать такую же замену на миниатюрных платках блока с микросхемой ЦАП, а также реанимировать работу по USB. Это не так круто смотрится, как бутерброд из трех устройств (а именно такой пример показан на сайте производителя), но зато удобно!

Наушники

Для нашего тестирования мы специально подобрали наушники, которые соответствовали бы типичному применению высококачественных мобильных ЦАП.

В качестве внутриканальных наушников (IEM, «затычки») мы попробовали Grado GR10 (20 тыс. рублей), Fisher Audio TBA04 (10 тыс. рублей), Sennheiser IE-8i (12 тыс. рублей), Creative Aurvana in-Ear3 (6 тыс. рублей).

В итоге мы использовали Grado GR10 (32 Ом, 116 дБ/мВт) и Sennheiser IE-8i (16 Ом). Эти маленькие наушники сохраняют фирменное звучание своих больших собратьев. Очень интересные модели, достойные хорошего качественного ЦАП. Fisher Audio и Creative есть над чем поработать.

Grado RS1e (35 тыс. рублей) - прекрасные, очень ровные наушники. Импеданс 32 Ом делает их пригодными для прослушивания даже без предусилителя или же, наоборот, экономит заряд аккумулятора усилителя. Единственная особенность - это накладные (supra-aural) наушники, с прижимом прямо к ушам. Для длительного прослушивания лучше ослаблять оголовье. Звук - традиционный для классической серии Grado, очень комфортный. Возможно, есть небольшая переплата за красное дерево в оформлении.

Grado SR325is (14 тыс. рублей) - более современный вариант, ближе по звуку к серии Professional. Чашки сделаны из алюминия, что намекает на более «народную» модель. Наушники просто сразили нас наповал детальностью на СЧ. Разница между тестируемыми ЦАП проявилась на них, пожалуй, наиболее ярко. Grado SR325is играют намного дороже своей цены. После тестирования мы даже купили эту модель себе в личное пользование. Минусы тоже есть: звук более грубый, чем в серии Reference. Обязательно советуем послушать!

Audio-Technica ATH-M50x (9 тыс. рублей) - очень популярная модель с хорошо сбалансированным звуком и детальностью во всем диапазоне. Одни из лучших складных наушников, а акцент в области НЧ пригодится в дороге. Импеданс 38 Ом делает их пригодными для подключения прямо к смартфону, однако польза от отдельного усилителя есть, и немалая.

Beyerdynamic DT 1350 (16 тыс. рублей) - новинка серии Tesla, специально для портативной техники, с укороченным до 1,5 м шнуром. Очень странная модель со слабой отдачей на НЧ. В интернете отзывы делятся на две равные категории: «не понял, что это было» и «очень ровный неприукрашенный звук, я доволен». Мы, очевидно, входим в первую категорию, но не исключаем, что найдутся любители и такого звука.

Методика тестирования

Мы подключили одновременно все 6 устройств к одному компьютеру. Было создано 6 портативных копий foobar2000. Запускалась тестовая композиция, устанавливался комфортный уровень громкости. Далее с помощью программы RMAA мы выставляли одинаковую громкость для всех устройств при подключенных наушниках, чтобы исключить влияние проседания напряжения от нагрузки. Громкость всех устройств выставлялась с точностью до 0,1 дБ.

Это очень важно, так как даже одно и то же тестируемое устройство при разности громкости фонограммы всего лишь в десятые доли дБ может восприниматься как более качественное в случае более громкого варианта. При проигрывании одного и того же файла! Субъективно будет казаться, что больше деталей, чуть лучше бас, атака и прочее. То есть, по сути, устройство «проиграет самому себе», что совершенно недопустимо для правильной экспертизы. Понятно, если сравнивать с заведомо плохим устройством, эти меры выглядят перестраховкой, но при сравнении звуковых трактов одного класса такие требования обязательны. Об этом же все время предупреждал эксперт мирового уровня в области мастеринга Андрей Субботин. В отношении подготовки фонограмм он всегда требовал сравнивать только выровненные по громкости отмастеренные варианты фонограммы. Сравнивать что-либо с разной громкостью - это путь к самообману, так как более громкий вариант для человеческого слуха всегда будет звучать чуть лучше. В этом легко может убедиться каждый.

Звучание

Проведение экспертизы заняло у нас несколько дней. Мы понимаем важность этого сравнения и свою ответственность перед читателями. Любой желающий может проверить результаты самостоятельно - и, мы уверены, придет к тем же самым заключениям. Мы даже специально привлекли двух независимых экспертов, чтобы лишний раз убедиться в схожести оценок у всех подготовленных слушателей. Могут быть лишь небольшие нюансы в интерпретации терминов, но не в глобальной оценке качества звука.

Определяя размах нашей шкалы, мы взяли два устройства: интегрированный звук современного ноутбука (аудиокодек Realtek ALC282) и рэковый студийный интерфейс Lynx Aurora 8. Особенности звучания Realtek: явных искажений или дефектов звука нет, но нет и детальности. Все фонограммы играют синтетически, с очень плоской стереопанорамой, не прослушиваются хвосты реверберации. Говоря аудиофильским языком, звук зажатый, безжизненный, слушать его долго очень неприятно. Интерфейс Lynx Aurora 8 высшей ценовой категории является полной противоположностью. От музыки невозможно оторваться. Стереопанорама выходит далеко за рамки комнаты, но не за счет искусственных эффектов, а благодаря высокой детальности, очень чистым и плотным средним частотам, реверберация каждого инструмента в миксе хорошо прослушивается в отдельности. Современные фонограммы с очень сильной максимизацией громкости не перегружают звуковой тракт, их искажения мистическим образом становятся едва заметными и не мешают. Все претензии и рассуждения о «бездушной цифре» непостижимым образом исчезают, в звуке становится слышно все то хорошее, чего ожидаешь от записи, и ничто не отвлекает от восприятия музыки. Вот таким и должен быть идеальный тракт. Конечно, остаются вопросы с трактовкой тембров и с абсолютным референсом. Например, часто бывает, что одно устройство имеет более чистые высокие частоты, но менее предпочтительно по звуку в каком-то другом диапазоне. Но до этой проблемы очень тонких нюансов недорогим устройствам еще нужно очень долго и упорно расти.

Итак, в сравнении с интегрированным звуком ноутбука и даже со звучанием неплохого кодека телефона Samsung Note 3 любой из тестируемых USB ЦАП играет лучше на порядок. И чем лучше играют наушники или колонки, тем лучше слышна разница, тем больше новых деталей появляется в звуке. А значит, смысл в приобретении этих устройств очень даже имеется, но только для владельцев нормального звукового тракта. Не обязательно Hi-End, но удачные модели аппаратуры Hi-Fi или студийные мониторы - это необходимый минимум.

Мы отсортировали участников тестирования по местам хит-парада качества.

Venture Craft Go DAP BXD звучит хорошо и ровно, но этот ЦАП уж сликом простенький. В оправдание скажем, что функция ЦАП у него не основная, это больше аналоговый усилитель для наушников. Стойкое ощущение, что ЦАП у японцев прикручен сбоку, на всякий случай. Ну, мало ли что. 6-е место.

Tento Porta DAC 1866 сильно выделяется своим характером звука в сравнении со всеми остальными. Видимо, это и было главной целью разработчика. Уровень звука высокий, но в обморок от качества или детальности не падаешь. Никакого «золотого века цифры» лично мы здесь не услышали. Звук неплохой, немного грубоватый. Средние частоты передаются наиболее хорошо и достоверно. Мы уверены, что устройство найдет своих поклонников чистых R-2R-преобразователей. Усилитель для наушников сделан очень грамотно; судя по полному отсутствию проседания от нагрузки, в устройстве стоит мощный буфер и нулевое выходное сопротивление. 5-е место.

Очень сильно выступил FiiO E18 Kunlun. Такого звука от 1798 не ожидаешь. Такой демократичный доступный высококачественный уровень. Отставание от лидеров совсем небольшое - при очень привлекательной цене. Модель, безусловно, удачная. Высокие частоты очень чистые и детальные. Прекрасный звук. 4-е место.

Sound Blaster E5 сразил нас детальностью на средних частотах и подкупил очень широкой стереопанорамой. До лидеров осталось буквально чуть-чуть, а если ваши наушники или колонки не класса Hi-End, то никакой разницы вы, с огромной вероятностью, не услышите. Звук практически оптимальный. Это именно то, чего нам хотелось от USB ЦАП. Можно слушать долго даже на самой дорогой аппаратуре и не видеть никаких изъянов. В сравнении с Denon мы не смогли отдать предпочтение ни одному из этих устройств. Оба на одном уровне, со звуком высшей категории. Делит 2-е и 3-е место.

Denon DA-10 - отлично звучащий ЦАП. Особые заслуги на высоких частотах, характер звука ближе к аудиофильскому, нежели к аналитическому. Чувствуется какая-то своя особенная трактовка. Для поклонников марки и стационарных устройств этой японской компании - сильно рекомендуется. Делит 2-е и 3-е место.

Oppo HA-2 обходит всех хотя и очень ненамного, но уверенно. Мы не можем сказать, что звук эталонный, но он максимально детальный, и это сразу подкупает. Для раскрытия всего потенциала лучше подобрать самые качественные наушники и колонки, и тогда в звуке открывается что-то новое, ранее не слышимое. Никакого окраса или своей трактовки тут не чувствуется. Акцент с аппаратуры сразу переносится на музыку, и это здорово! 1-е место.

Звучание в колонках

Так как все USB ЦАП имеют линейный выход, нам было интересно послушать звучание не только в наушниках, но и в колонках. Мы использовали активные студийные мониторы высшей категории, 3-полосные Adam Audio.

Ничего особенно нового, по сравнению с тестированием в наушниках, мы не услышали. Все сказанное выше полностью подтверждается. Разница в каких-то случаях просто более явная, так как все записи в первую очередь рассчитаны на прослушивание в колонках. Справедливости ради, для наушников существуют отдельные бинауральные фонограммы, записанные на искусственной голове, но дальше экспериментов дело не пошло. Главный вывод в том, что несмотря на маленькие габариты и разъем миниджек, все USB ЦАП пригодны в качестве стационарных источников звука - в то время как стационарные ЦАП не пригодны в качестве мобильных устройств.

Однако вам придется решать проблему коммутации. Качественных шнуров с разъемом миниджек еще поискать, а китайские переходники на полноразмерные коннекторы способны при одном неловком движении вывернуть миниатюрный разъем мобильного ЦАП вместе с частью печатной платы и вывести устройство из строя. В своем тестировании мы специально озаботились этой проблемой и использовали новый шнур максимального качества с позолоченными разъемами Neutrik и профессиональным кабелем Canare (ни одна малейшая часть которого не была сделана в Китае). Далее подключался пассивный аттенюатор на базе модифицированного заводского образца с готовыми новыми XLR-шнурами Neutrik/Cordial. Для массового пользователя решение всех этих вопросов представляет непреодолимые трудности при поиске и покупке приемлемого варианта. К списку этих сложностей добавим отсутствие пульта ДУ, экранчика с текущим режимом и риск отправить мобильный ЦАП «в полет» при резком рывке за провод наушников. Поэтому стационарные USB ЦАП все же предпочтительнее в своей сфере использования, да и потенциал по звучанию у них выше. Но при ограниченном бюджете вопрос о покупке отдельного стационарного ЦАП за 40-100 тыс. рублей, как правило, вообще не стоит, дело ограничивается недорогим ресивером и медиаплеером.

Измерения в RMAA

Мы собрали специальный комплекс для изучения поведения наушниковых усилителей на низкоомной нагрузке. Обычные тесты в RMAA не показательны, так как не отражают особенности эксплуатации. Тесты без нагрузки показывают просто идеальную картинку, а под нагрузкой искажения растут многократно.

Наушниковые усилители часто преследуют следующие проблемы: проседание АЧХ на НЧ и резкий рост искажений с падением импеданса нагрузки, а иногда и перегрузка на 16 Ом. Для сравнения обычные измерения на графиках показаны знаком «прочерк» (то есть нагрузки нет), иначе указывается номинал резистора. Мы выбрали самые показательные значения: 16 Ом, 32 Ом, 64 Ом, 300 Ом.

Для получения чистых спектров и разрыва земляных петель все ЦАП по очереди подключались к ультрабуку MXP U400-08, работающему от батарейки. Измерительная карта E-MU Tracker Pre также питалась от аккумулятора ноутбука. Чтобы проиллюстрировать отсутствие помех и наводок, в список тестов включен тест номер два, «Уровень шума».

Надо признать, что абсолютные цифры, кроме теста АЧХ, достаточно сильно зависят от уровня усиления и амплитуды тестового сигнала, так что сравнение можно делать только при измерениях в примерно равных условиях.

Искажения измерялись при амплитуде тестового сигнала −3 дБ и громкости около 90%. Если виден только один график АЧХ, значит, все остальные слились с ним в одну линию. Мы использовали формат 24 бит 44 кГц, чтобы увидеть собственный шум устройства, насколько это возможно. Наш измерительный интерфейс ограничен собственным шумом около 110 дБА, что позволяет проверить качество тракта. Для тех устройств, у которых заявлены паспортные параметры, наши измерения показали тот же или лучший результат.

Realtek ALC282

Тест Realtek ALC282 - Realtek ALC282 16 Realtek ALC282 32 Realtek ALC282 64 Realtek ALC282 300
+0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −93,5 −90,0 −92,1 −93,4 −93,6
Гармонические искажения, % 0,0028 0,0030 0,0029 0,0022 0,0023

Venture Craft GoDAP BXD

Тест Venture Craft GoDAP BXD - Venture Craft GoDAP BXD 16 Venture Craft GoDAP BXD 32 Venture Craft GoDAP BXD 64 Venture Craft GoDAP BXD 300
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ −0,11, −0,15 −0,10, −0,14 +0,01, −0,04 +0,01, −0,04 +0,01, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −99,8 −99,8 −99,7 −99,7 −99,8
Гармонические искажения, % 0,0024 0,0032 0,0028 0,0026 0,0025

Многие любители качественной музыки ищут смартфоны с ЦАП. Разбираемся, что это такое и зачем нужно.

Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) применяется в смартфонах, ноутбуках, планшетах, аудиоплеерах и других устройствах, чтобы цифровой формат аудиофайлов мог воспроизводиться посредством аналогового сигнала через наушники и встроенный динамик смартфона. Простыми словами, ЦАП позволяет улучшить качество звука.

От уровня выделенного ЦАП зависит качество звука, который способен воспроизвести мобильный телефон. Эффективная работа преобразователя позволяет выдать звук, максимально приближенный к реальному - тому, на который звукорежиссер ориентировался при создании мелодии.

Форматы аудиофайлов

Чтобы в полной мере реализовать потенциал ЦАП, музыки и аудиодорожек в формате MP3 будет недостаточно. Прирост в качестве звучания с задействованным ЦАП станет ощутим при воспроизведении Lossless-файлов в форматах FLAC, WAW или APE.

Есть мнение, что звук с минимальным битрейтом преобразователь не улучшает, а более явно проявляет его недостатки, поэтому для получения качественного звука рекомендуют воспроизводить более продвинутые форматы аудио.

Виды ЦАП в смартфонах

ЦАП в гаджетах может быть представлен в виде отдельного чипа или интегрирован в составную часть аппаратного кодека (как встроенная видеокарта в компьютере). Поддержка в смартфоне выделенного ЦАП для воспроизведения звука в наушниках говорит о серьезности в подходе производителя и музыкальной направленности устройства.

Премиальные и флагманские смартфоны с аппаратными кодеками в тандеме с оптимально подобранными наушниками среднего и высокого ценового сегмента иногда способны выдать качественный звук, но истинным аудиофилам этого может быть недостаточно.

OTG-ЦАП

OTG-ЦАП - специальные устройства, которые можно подключать к смартфонам через OTG, своего рода, портативные ЦАП. Несмотря на габариты и непрактичность в транспортировке, такая связка все еще актуальна среди любителей качественного звука.

С выходом LG G2 необходимость в подобных устройствах снизилась - с этого устройства началась эра интеграции полноценных преобразователей. Многие современные смартфоны оснащаются ЦАП:

  • Флагманы линейки Samsung Galaxy - Wolfson.
  • Meizu - ESS Sabre.
  • LG - ESS Sabre.
  • HTC - WCD9335.
  • ZTE - Asahi Kasei.
  • Nubia - АКМ.
  • iPhone - Cirrus Logic.

Аппаратная составляющая современных смартфонов, развитие программного обеспечения и наличие высококлассных наушников позволяют наслаждаться качественным звуком в большинстве гаджетов среднего ценового сегмента, но все равно смотрятся предпочтительнее.

Всё больше людей слушают музыку на портативных устройствах: плееры, мобильные телефоны, смартфоны и даже планшеты. Одних качество звука вполне устраивает, других нет. Первая категория особо не задумывается по этому поводу и продолжает слушать музыку с телефонов и смартфонов. Вторая категория вынуждена иметь для прослушивания музыки отдельное устройство. Несомненно, качество звука в специализированном устройстве на голову выше, но возникает другая проблема - втрое устройство это дополнительное место в кармане и дополнительная батарея, которую требуется периодически заряжать. Согласитесь, не очень удобно.
Возможен ли компромисс? Можно ли получить качественный звук не в ущерб удобству и комфорту и при этом не потратив много денег? Да. Таким компромиссом является устройство Cozoy Astrapi - цифро-аналоговый преобразователь и усилитель для мобильных устройств и ПК. Cozoy работает с iPhone5, iPhone6 ​​/ 6S, Ipad / Ipod mini, Ipod Touch, Android (OTG функция) и ПК / ноутбуком (USB).

Техническая спецификация со страницы магазина

- Low power consumption with strong driving power
- Clean Line-Out activated at Max Volume
- Built-in DSP
- Software DSD
- External USB DAC Functionality (OSX + PC)
- Compatible with various Android devices through OTG
- Hi-resolution:24Bit-96khz 192khz
- Headphone output:3.5mm
- Impedance:16-100ohm at 1khz loading
- Output vrms:1.5Vrms max
- THD+N:0.003% ,1khz 0dbfs
- SNR:105Db AT 3.3V power supply
- Resolution:24bit/192khz sampling
- System power current:10mA-70mA max
- Power input:1.8V-3.3V+-10%
- Output gain level step:3dB/step ;16 steps
- Headphone power output:10mW max

Упаковка

Упаковка образец лаконичности и простоты, выполнена в стиле «яблочных» устройств. Коробка небольшого размера (12см х 6см х 3,8 см) из плотного картона элегантно белого цвета. Как уже неоднократно говорил – встречают по одежки. И впечатление от первого знакомство очень положительное. Упаковку приятно держать в руках и не стыдно подарить.

Коробка







Комплектация

Комплектация довольно богатая. В коробке находится само устройство, гарантийный талон и три кабеля: USB-microUSB, Apple Lightning-microUSB для Apple устройств, microUSB-microUSB Android USB OTG для Android устройств. Качество кабелей очень хорошее.

Комплектация

















Внешний вид

Cozoy Astrapi выглядит стильно и дорого. Дизайнеры потрудились на славу. Дизайн, качество изготовления и материалы на очень высоком уровне. Само устройство серебристого цвета с текстурированной поверхностью, выполнено из алюминиевого сплава. Заглушки на торцах по всей видимости из пластмассы, окрашенной под металл. Cozoy не имеет регуляторов и индикаторов. По бокам имеются небольшие углубления. На лицевой стороне красуется фирменный логотип. На обратной стороне клипса для фиксации. Клипса выполнена полностью из металла и имеет довольно тугой ход. С правого торца разъем microUSB для подключения к устройству, с левого 3,5 мм для подключение наушников.
Cozoy очень маленький и легкий. Весит всего 8 грамм. Размеры: 52мм х 16мм х 6мм.

Внешний вид















С USB Flash

Совместимость

С мобильными устройствами

В офисе проверили Cozoy на совместимость с девайсами коллег. Устройство без проблем подружилось с iPhone5S под управлением ОС iOS 8.3 и Galaxy Note 4 под управлением ОС Android 5.0.1 Lollipop. Запас по громкости очень большой.
Оба владельца смартфонов отметили улучшение качества звука и увеличение громкости при использовании Cozoy в качестве внешнего ЦАП.
Cozoy не имеет собственного аккумулятора и питается от батареи подключенного устройства. Потребление энергии минимальное. К сожалению не могу предоставить точных замеров потребления аккумулятора на подключенном устройстве, поскольку смартфоны не мои. Тестировали не больше часа, и я не знаю их среднего энергопотребления. Поэтому приведу цитату с англоязычного обзора «По моим тестам G3 LG могу сказать, что в день 3 часа подключения / использования потребляет батарею примерно на 20-25% больше. Я доволен этим результатом».

Что касается наушников, Cozoy работает с наушниками с разъемом 3,5мм 3х и 4х контактными. С мобильными гарнитурами проблем не выявлено. Но гарнитура работает исключительно как наушники, пульт для ответа на вызов использовать не получится. Для того, что бы ответить на звонок, нужно отключить Astrapi от телефона.





Не возникло проблем и при подключении Cozoy Astrapi к ноутбукам под управлением ОС Windows 8 64Bit и Windows 7 32Bit. Тут произошла небольшая странность, к ноутбуку Lenovo EDGE E330 под управлением ОС Windows 8 64Bit при подключении к порту USB 3.0 Cozoy без проблем определился, драйвера установились и устройство отлично работает. Хотя во всех обзорах, авторы утверждают, что Cozoy не работает с портами USB 3.0.
А вот на втором ноутбуке, Lenovo V580C, Cozoy заработал только на порте USB 2.0.
Для первичного определения устройства и установки драйвера потребовалось порядка одной минуты. Повторное подключение 10-20 секунд.
Astrapi работает только на частоте дискретизации 44,1 кГц, 16 бит стерео (Audio CD). Тем не менее, он использует цифровую обработку сигнала, что позволит воспроизводить аудио с частотой дискретизации до 192 кГц.
Во время работы Cozoy немного нагревается. Нагрев не значительный, устройство становится слегка теплым.

Установка драйвера устройства



Диспетчер устройств


Микшер громкости

Устройства воспроизведения

Звук

Я слушал Cozoy с разными наушниками: «народными» накладными Koss Porta Pro и внутриканальными гибридами FIDUE A73 и TTPOD T2E на мобильных устройствах и ноутбуке.




Встроенного усилителя хватит c запасом и для полноразмерных мониторных наушников, что неоднократно отмечено в других обзорах.
Выходная мощность и громкость наушников напрямую зависит от источника, но её всегда с запасом. На ноутбуке для наушников с сопротивлением 32 Ома, комфортная громкость 50% в Windows и около 40% в AlbumPlayer. На смартфонах хватает около 80%.
Поскольку само устройство не имеет регуляторов громкости, это приходится делать на источнике звука.
В связке с ПК на максимальной громкости в паузах присутствует небольшой шум. Это связано с системой питания USB шины. На прослушивании музыки это не влияет. Причем на одном ноутбуке шум сильнее, на другом менее выражен. С мобильными устройствами фоновый шум отсутствует.

Разница в звуке с использованием Cozoy и без, заметна даже неискушенному слушателю. Я провел простой тест. Предложил жене вслепую послушать несколько музыкальных композиций напрямую от встроенной звуковой карты ноутбука и с использованием Cozoy Astrapi. Со слов жены - «Во втором случае звук ярче и чище. Слышно больше деталей. Голос звучит натуральней. Сцена шире, чувствуется объем».

Действительно, звук в Cozoy более натуральный и живой. Это слышно очень хорошо, не нужно обладать музыкальном слухом, разница поразительная (в сравнении с интегрированной аудио картой ПК/ноутбука и смартфонами). Отсутствует синтетический окрас, присущий недорогим встроенным аудио картам и ЦАП-ам мобильных устройств.

Astrapi имеет хорошую детальность звука с небольшим уклоном на нижний диапазон СЧ и верхний диапазона НЧ, что придаёт музыки энергию и динамику.
Cozoy очень хорошо передает воображаемую сцену, глубину и ширину, ощущение пространства.
В целом, можно сказать, что звук в Cozoy с учетом своей цены очень достойный.

Плюсы и минусы

+ Отличное качество звука
+ Стильный дизайн и качественные материалы
+ Мощный
+ Компактный, легкий
+ Низкий расход заряда аккумулятора на подключенном устройстве
+ Почти не нагревается
+ Не создаёт помех
+ Хорошее качество комплектных кабелей
+ Не требует зарядки

Небольшое фоновый шум при максимальной громкости в паузах в связке с ПК
- Нельзя использоваться для ответа на вызов во время использования с сотовым телефоном
- Отсутствует поддержка USB 3.0?

Выводы

В целом COZOY Astrapi очень интересное устройство и произвело приятное впечатление. Назвать его идеальным нельзя, есть нюансы при работе с ПК, но с мобильными устройствами, для которых оно в основном и предназначено, работает без нареканий.
Моё видение использования COZOY Astrapi таково – прослушивание музыки во время пеших прогулок, в общественном транспорте, долгой дороге, когда нет желания носить и заряжать дополнительное устройство, а хочется иметь максимально качественный звук. В дали от дома, с ноутбуком, когда нет возможности возить с собой дополнительное оборудование, а качество звука интегрированной аудио карты не устраивает.

Отдельно стоит вопрос цены. 129$ сумма безусловно не маленькая. Но нужно принимать во внимание, что аналогичные устройства от других производителей стоят дороже. COZOY безусловно выигрывает ценой. Так же на стороне COZOY Astrapi миниатюрный размер, небольшой вес и качественный звук.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Планирую купить +10 Добавить в избранное Обзор понравился 0
  • Выходная мощность: > 300 мВт @ 32 Ω
  • Поддерживаемые частоты: 32 КГц, 44.1 КГц, 48 КГц, 96 КГц
  • Поддерживаемая битовая глубина: 16 бит и 24 бита
  • Коэффициент гармонических искажений:
  • Соотношение сигнал/шум: > 106 дБ
  • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 КГц (± 0.2 дБ)
  • Рекомендуемый импеданс наушников: 16 Ω – 150 Ω
  • Батарея: 3500 мА/ч, Li-Pol
  • Размеры: 130 мм × 66,2 мм × 14,6 мм
  • Вес: 162 гр

Упаковка и комплект поставки

Ставшая знакомой за несколько последних лет белая коробка из плотного картона с фотографией устройства. На одном из торцов — наклейка с кодом для проверки на оригинальность продукта.

В комплекте поставки есть все, о чем только можно мечтать. Сам усилитель в чехле занимает центральное место в упаковке, кроме него вы получите:

  • 4 резиновых кольца для крепления E18 к смартфону обычного и большого размера,
  • ножки, которые вы можете наклеить на E18, чтобы уберечь его от царапин при настольном использовании,
  • короткий аудиокабель с двумя угловыми 3,5-мм разъемами,
  • кабель-адаптер для подключения S/PDIF,
  • пару кабелей для подключения смартфонов через USB OTG,
  • пару кабелей для подключения Е18 к компьютеру.

Хочу отдельно отметить чехол: в Fiio отправили на свалку истории псевдобархат и сделали чехол с немного зауженным верхом на резинке, что делает его куда более удобным в использовании.

Как видите, комплект поставки максимально возможный.

Дизайн и управление

Во внешнем облике E18 тоже заметен отход от традиций, заложенных E07 и E17. Новый портативный «комбайн» больше похож на усилитель E12 . Пропал экран, цифровая регулировка громкости, само устройство стало ощутимо больше. Размер E18 почти один в один совпадает с iPhone 5, что немало, хотя на фоне современных Android-смартфонов этот ЦАП выглядит почти изящно. Увеличенный размер в первую очередь способствовал установке очень емкого аккумулятора в 3500 мА/ч, что позволяет E18 работать 12 часов в режиме ЦАП+усилитель или все 25 только усилителем. Разработчики также прекрасно понимают проблему владельцев современных смартфонов, поэтому E18 может при необходимости подзаряжать ваш телефон.

Внешне E18 очень похож на E12, за исключением декоративной серебристой полосы в верхней части. Тот же тонкий корпус со скосами по бокам, тот же черный алюминий с поперечными полосами текстуры. За прошедшие годы Fiio шагнули далеко вперед в области качества сборки, не стал исключением и E18 - позолоченные разъемы расположены строго по центру устройства, никаких швов и стыков, переключатели и регуляторы четко фиксируются и ходят достаточно туго для исключения случайных срабатываний.

Все элементы управления и интерфейсы расположены в торцах устройства. В верхней части находятся регулятор громкости, совмещенный с выключателем, гнездо выхода на наушники, универсальное гнездо линейного выхода/входа, переключатель усиления баса и переключатель gain. На правом торце сверху находятся три кнопки управления воспроизведением, позволяющие переключать треки, не задействуя экран вашего смартфона. Что особенно радует, они работают, даже когда E18 подключен к ноутбуку с OS X. В нижней части вы найдете два гнезда micro USB, переключатель режима работы и гнездо коаксиального выхода. Вместо экрана для индикации используются 4 небольших светодиода: три показывают уровень заряда аккумулятора, один служит индикатором включения.

Из всех элементов управления, наибольший интерес представляют именно два гнезда внизу и переключатель между ними.

Micro USB разъемов на нижней панели устройства два, так как в Fiio приняли очень мудрое решение и разделили зарядку устройства и подключение его по USB к компьютеру. Дело в том, что 5 вольт, которые отдаются для питания устройства по USB зачастую не очень хорошо отфильтрованы, и использование их для питания аудиоустройства приводит к появлению шума. В E07 и E17 это решалось с помощью отключения зарядки устройства через меню, что не очень удобно. В E18 пошли дальше и сделали для зарядки отдельный разъем: во-первых, это проще, чем переключатель в меню, во-вторых, разделение питания и сигнала на отдельные кабели - правильное решение с точки зрения звука. Кстати, помимо USB, можно использовать для зарядки качественный блок питания с USB-разъемом.

Переключатель снизу отвечает за то, в каком режиме ваш E18 будет подключаться к смартфонам: или как внешний ЦАП, для тех устройств, что понимают аудио через USB OTG, или как зарядное устройство, одновременно эти две функции выполнять невозможно. Кстати, будьте внимательны, чтобы не подключить E18 в режиме power bank к компьютеру: зарядить ноутбук он все равно не сможет.

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование:

  • Apple MacBook Pro 15″ early 2011
  • Decibel в роли плеера
  • Записи в lossless-форматах
  • Audio-GD NFB-6 в роли усилителя
  • Наушники: AKG K702, Philips Fidelio X1 , Fischer Audio FA-003W «Non-profit»

Для обеспечения совместимости с Android-устройствами в E18 в роли USB-контроллера использован чип Tenor Te7022, ЦАПом служит хорошо зарекомендовавшая себя микросхема PCM1798. ЦАП умеет работать с сигналом вплоть до 32 бит/192 кГц, но в связи с ограничением Te7022, E18 поддерживает только 24 бит/96 кГц (что, впрочем, более чем достаточно для портативного устройства). В случае подключения к Android - все будет ограничено возможностями этой ОС, и, скорее всего, ЦАП будет работать в режиме 16 бит/44.1 кГц. Усилитель построен на связке из OPA1642 и двух LMH6643, что дает примерно ту же выходную мощность, что у E17. Традиционно низкий выходной импеданс устройства позволяет без проблем использовать его с многодрайверными «арматурными» наушниками, обычно чувствительными к этому параметру.

Для начала я оценил E18 в режиме ЦАПа, спасибо Fiio за то, что в E18 добавили линейный выход (в предыдущих моделях для этого нужен был хитрый переходник). Тут на полную раскрывается новый чип. Как большинство ЦАПов на микросхемах от Ti, E18 имеет звук с небольшим уклоном в теплоту, акцентом на бас и приближенные средние частоты. Это дает напористое и энергичное звучание, которое здорово подходит для большинства музыкальных жанров. «Расплачиваться» за это придется некоторым уменьшением воздушности и легкости верхних частот. Лично мне это кажется разумной сделкой, но тут в игру вступают личные вкусы, и только каждый отдельный покупатель способен решить является ли такой обмен интересным для него.

Также я послушал E18 в режиме усилителя. Именно так его можно использовать с большинством техники, не понимающей USB OTG. В этом режиме E18 работает вполне на уровне ближайших конкурентов, кое в чем даже превосходя их. Низкий уровень собственного шума (черный фон), хороший контроль большинства наушников (за исключением тугих динамических и изодинамических моделей), нейтральная подача без излишних отклонений в ту или иную сторону. Имеется традиционный для техники Fiio усилитель баса, поднимающий АЧХ на участке до 1 кГц, максимум в +6 дБ приходится на область в 50 гЦ. Это усиление баса часто позволяет добавить музыке недостающей плотности, особенно в случаях плохого качества записи.

Также без малейших проблем E18 работает и как внешний ЦАП при подключении к компьютеру, с хорошим плеером, работающим с устройством в Hog Mode, звук получается очень детальный, с неплохим драйвом и энергетикой.

Очень хорошо устройство справляется с наводками от телефона (не удивительно для устройства, которое предполагается носить на задней стороне смартфона): при низком gain и средней чувствительности наушников их не слышно, на чувствительных наушниках или при высоком gain наводки становятся слегка слышимыми, но на вполне терпимом уровне.

Выводы

Очень интересное устройство: новый для техники Fiio драйвовый звук (хотя, возможно, это изменение придется не всем по душе), богатая функциональность, долгое время работы, хороший дизайн и качество сборки. Добавив к этому доступную цену в 160 долларов, мы получаем очень интересное устройство. Компактных ЦАПов с поддержкой Android сейчас не так много, и их ценники заметно выше, но как это было с плеером Fiio X3, конкуренты подтянутся и представят свое видение устройства в данном ценовом сегменте, хотя к тому времени инженеры Fiio будут уже работать над чем-то новым.

Зачастую смартфоны не могут похвастаться хорошим звуком, включая «музыкальные смартфоны с ЦАП» в сравнении с отдельными Hi-Fi плеерами. Этот материал о причинах и их возможных решениях. Наиболее подробно будет описана та часть, которая критичная именно для смартфонов.

При сравнении отдельного Hi-Fi плеера и смартфона для многих не очевидна разница в логике работы ОС. И по этой причине, смартфон с навороченным ЦАП может звучать существенно хуже, чем отдельный плеер на более простых комплектующих. Рассмотрим всю цепочку прохождения звукового сигнала по блокам и их влияние на конечное качество звучания.

В наиболее простом виде маршрут сигнала выглядит так. Рассмотрим подробнее каждый блок.

Исходный файл

Качество исходника безусловно важно, но, если не рассматривать низкобитрейтные форматы Lossy, то влияние на общее качество невелико. Безусловно, лучше использовать Lossless форматы в виде ape, flac и т.п…

Плеер

От плеера зависит корректная передача звукового потока дальше в систему. Если не рассматривать включение различных эффектов обработки звука, то в случае с lossless звук должен передаться без изменений, а для Lossy звучание может отличаться между плеерами из-за разных наборов декодеров.

Микшер ОС

Именно в микшере заключается кардинальная разница между Hi-Fi плеером и смартфоном на ОС Android.

На ЦАП должен придти всего один стерео поток, но при этом несколько приложений могут одновременно воспроизводить звук. Например, плеер, различные музыкальные уведомления, музыка в игре и т.п… Все эти звуковые потоки могут иметь разную частоту дискретизации и разрядности. Микшер все потоки должен привести к единой частоте и после сложить в один поток. Такая логика одинакова для смартфонов на Android, iOS, Windows, Linux и т.п.

В редких случаях, если воспроизводится звук лишь из одной программы, то микшер может отключаться. Но это редкое исключение, которое практиковалось в ранних версиях ОС для ПК. Причиной отключения микшера была экономия ресурсов. Сегодня же делается упор на универсальность и стабильность работы приложений. Для системы назначается единая частота дискретизации и ее разрядность. Из-за алгоритмов конвертации качество звука деградирует.

Так как ПК активно используются для работы со звуком, где системный микшер совсем лишний, то для Windows есть два альтернативных вывода звука: WASAPI и ASIO.

При использовании WASAPI и ASIO звуковой поток минует системный микшер и поступает напрямую в драйвер устройства и далее в ЦАП. В схеме блок драйвера между микшером и ЦАП для простоты убран.

При такой организации маршрута сигнала в системе только одно приложение может воспроизводить звук. Остальные приложения будут молчать. На практике такой подход не всегда приятен пользователю, где при запущенном секвенсоре нет звука например из skype. Для некоторых звуковых карт сделан хитрый ход – драйвер может принять два потока – один с WASAPI и один из ASIO и далее средствами своего драйвера их смикшировать с высоким качеством.

Если для ОС Windows все относительно прозрачно и есть четкие названия для вывода звука, то в смартфонах с Android – полный мрак. Сейчас в некоторых плеерах можно встретить такие названия, как «Hi-Rez output driver», которые по своей сути являются аналогом WASAPI/ASIO и позволяют отдать звуковой поток мимо системного микшера ОС Android.

В Hi-Fi плеерах FiiO на Android есть специальный режим, когда отключается все, что можно и остается только программный плеер в системе. Хотя плееры некоторых компаний, используют пересчет потока из 44.1 в 48 кГц. Но, если к примеру у Pioneer XDP-300R алгоритм качественный, то у первого недешевого флагмана Sony ZX1 был посредственный.

К чему столь подробное описание микшера ОС? Насколько сильно он вредит?

Если брать очень грубую аналогию с фото и видео, то у нас на входе фильм с разрешением 4k. И есть соответствующий телевизор с разрешением 4k (аналог хорошего ЦАП, усилителя и качественных наушников). Программный плеер отдает кадры в микшер ОС и микшер все конвертирует в разрешение 640х480 самым низкокачественным способом для возможности наложения дополнительных системных титров (аналогично рингтонам). После же поток обратно конвертируется в 4k из 640х480 и качество картинки на хорошем телевизоре оставляет желать лучшего. Как решает эту проблему пользователь, не слишком понимающий, от чего качество картинки так сильно пострадало? Он перебирает разные плееры, крутит в них настройки резкости, яркости, динамической обработки и останавливается на том плеере, где предварительная обработка изображения до понижения в 640х480 и обратно в 4к даст наименее ужасный результат. И этот плеер потом будет рекомендоваться как «самый качественный».

При прямом же сравнении качества картинки с плеера, который напрямую донесет картинку без этапа изменения разрешения в 640х480, а например трансляции на монитор с разрешением 2k – результат будет существенно лучше. В комментариях можно обсудить другие варианты аналогий.

Для реальной оценки влияния микшера на звук подготовлены специальные звуковые файлы.

Деградация качества наиболее заметна на тихих участках композиции или при выставленном малом уровне громкости. Причем, чем изначально громче смартфон (с мощным усилителем), тем больше надо снизить уровень для комфортного прослушивания в наушниках и тем самым сильнее будут слышны искажения.

Для примера было оцифровано вступление Mari Boine – Song For The Unborn. Это совершенно обычный трек. При желании можно подобрать более проблемный трек или вовсе обойтись техническим сигналом.

В качестве источника выступил смартфон Xiaomi Redmi Note 4x на Android 7. У Android штатно доступно 15 ступеней для регулировки уровня громкости. Для получения полной картины была проведена оцифровка всех уровней в штатном плеере Android Google Player (Play Музыка) и Neutron (платная версия с возможностью отдать звуковой поток в обход системного микшера в этом смартфоне). В названии файлов: уровень «15» соответствует максимальному уровню, «1» минимальному. Буква G – Android Google Player, N – Neutron.

Для тех, кто не хочет вникать в тонкости, можно отдельно прослушать два файла для минимального уровня громкости, где разница наиболее явная.

Треки нормализованы к полной громкости и соответственно фоновый шум с ЦАП должен быть хорошо слышен для вариантов низкой громкости.

В варианте для Google плеера гораздо сильнее слышны те искажения, о которых идет речь в этом материале.

Возможно, у вас появится новая ассоциация с фразой «андроидный звук». Если же разница в звучании совершенна не очевидна, то или есть серьезные проблемы со слухом, или устройство для воспроизведения никуда не годится. В любом случае, оставьте свое мнение в комментариях к материалу.

Архив представлен файлами для всех уровней. Они нормализованы к одинаковой амплитуде. Попробуйте сравнивать файлы от разных плееров на одинаковой амплитуде. В наушниках обычного и посредственного качества разница должна быть слышна до уровней 10-11. Далее разница может упереться в возможности вашего источника – если он добавляет искажений, то файлы от Neutron потеряют исходную прозрачность звучания.

На аппаратуре, где воспроизведение прямое, без дополнительных искажений от системы разница есть для всех уровней.

Разница амплитуд относительно максимума для ступеней уровней регулятора выглядит так:

Возможно, в других устройствах, отличных от Xiaomi Redmi Note 4x, распределение амплитуд другое. Значения в процентах в Neutron не имеют никакой прямой связи с децибелами, эти цифры условны.

В целом, если данные обрабатываются в регуляторе громкости в 24 бит и этот поток поступает на ЦАП, то без потери качества есть запас по регулировке до 48 дБ (до 1-ой ступени). При понижении более, чем на 48 дБ при корректном понижении амплитуды исходный звуковой поток станет немного шумнее, а при некорректном, добавятся искажения и качество снизится.

При передаче данных в 32 бит запас по регулировке громкости без искажений составляет 96 дБ.

При беглом поиске не удалось найти упоминание, какой ЦАП использует Xiaomi Redmi Note 4x, но есть вероятность, что что-то из серии Qualcomm Aqstic Audio Codec, которые рекомендованы для используемого Qualcomm Snapdragon 625. Текущая серия Aqstic обладает характеристиками в виде динамического диапазона в 130 дБ и уровнем искажений до -109 дБ. Младший WCD9335 принимает поток до 192kHz/24bit, старший WCD9341 до 384kHz/32bit и DSD128. По отношению к Redmi Note 4x немного смущает, что полноценно вывести звуковой поток выше 48 кГц не удалось. Возможно, используется еще более ранняя версия кодека со схожими параметрами. По итогам тестирования можно уверенно сказать, что есть полноценная поддержка 24 бит, а по уровню искажений этот ЦАП ничуть не хуже альтернативных современных ESS/AKM.

После прослушивания демонстрационных записей, как только станет очевидно, что же именно надо услышать, попробуйте послушать уже свои треки в разных плеерах. Возможно, у вас хороший смартфон с штатным фирменным плеером и таких проблем нет. А может и обратная ситуация – ЦАП от ESS/AKM, а звук как из «Android».

Искажения в каждом смартфоне могут немного отличаться из-за разной фактической частоты дискретизации. По умолчанию, микшер работает на максимально поддерживаемой частоте для ЦАП.

Может быть и такой вариант, микшер будет добавлять искажений от конвертации звукового потока, но мастер-уровень громкости будет работать в самом ЦАП, что сделает искажения едва слышимыми во всем диапазоне уровней громкости.

Либо вместо штатного ресемплера у смартфона может использоваться качественный и ресурсоемкий SRC, где смартфон не поддерживает прямое воспроизведение в 44,1 кГц, но при
этом очень качественно конвертирует в 48/96/192 кГц, как это делает к примеру Onkyo Granbeat DP-CMX1 .

Пути решения проблем с искажениями

Использование специального плеера

Использование плеера, который поддерживает вывод звука в обход микшера. Решение на первый взгляд простое, но не всегда рабочее. Дело в том, что плееров с такой поддержкой – считанные единицы и работают по принципу «удачи». Более того, плеер может показывать в настройках, что вывод звука прямой, но по факту – кривой. Так же не исключены и «подлянки» от очередных обновлений системы.

Из собственного опыта, путем тестов практически всех плееров год назад удалось выявить единственный плеер для Xiaomi Readmi Note 4x в виде PowerAmp версии v704 с экспериментальным выводом звука Hi-Rez. Счастье длилось месяц-два, т.к. после ОС обновилась с 6-й до 7-й версии и вывод в Hi-Rez перестал работать. Почти год не было ни одного плеера с прямым выводом для Android 7. Потом появилась версия v790, из которой звуковой поток выходил не выше, чем в 16 бит и приложение останавливало звук, если экран гас. Буквально на днях вышла версия v709, и она, за исключением некоторых багов работает как надо.

При этом чуть ранее обновился Neutron, у которого аналогично добавилась поддержка прямого вывода. Но так как Neutron не утруждает себя публикацией версий, то когда именно появилась действительно рабочая версия – сложно сказать. Ранее Neutron мог корректно выдавать звуковой поток только по USB.

На носу обновление до Android 8 с аналогичными рисками потери возможности прямого вывода звука на неопределенный срок. Надо ли обновляться до Android 8, если смартфон используется как источник звука - хороший вопрос.

В пример часто приводят foobar2000. Этот плеер адекватный результат для внутреннего кодека показывает только в Android 5. И при этом только для 16 бит.

Например тестирование в лаборатории RAA смартфонов LeEco Cool changer s1 и Xiaomi Redmi Note 4 как раз попало в промежуток отсутствия подходящих плееров под Android 7 и результаты хорошими назвать нельзя.

Использование внешнего ЦАП с усилителем

Это хороший вариант, где можно и ЦАП «прокачать» и усилитель. Но, при подключении такого устройства микшер Android аналогично будет повышать частоту дискретизации с проблемами в звучании.


Xiaomi Mi A1 и xDuoo XD-05

Здесь в примере воспроизведение из Android Google Player с исходным файлом с частотой дискретизации 44,1 кГц. На экране xDuoo XD-05 мы видим 192 кГц. Экран с отображением частоты – удобная вещь.

Для внешних ЦАП надо подбирать отдельный плеер со своей библиотекой драйверов. Из практики – каждый плеер работает только с определенным перечнем устройств и под каждое устройство надо подбирать отдельный плеер. Благо, хоть они и платные, но относительно недорогие и обычно есть пробные версии.


Xiaomi Mi A1, Pro-Ject Pre Box S2 Digital и Final Audio Design F4100

При воспроизведении из более подходящего плеера частота воспроизведения во внешнем ЦАП будет совпадать с частотой исходного файла. В примере при воспроизведении через Neutron на экране Pro-Ject Pre Box S2 Digital показана исходная частота 44.1 кГц.

Плееры для USB обычно обновляются более оперативно при выходе новых ОС, т.к. они ориентированы на пользователей, которым важно качество звука и которые понимают, в чем оно заключается.

По сути, использование внешнего ЦАП для смартфона желательно лишь наличием чуть большего количества возможных плееров с более оперативным обновлением под новые системы. А вот вариант «бутерброда» из смартфона и ЦАП в эксплуатации не слишком удобен.

Если для определенного смартфона все программные плееры не поддерживают прямого вывода звука для USB-ЦАП, то все не так плохо, подойдет рекомендация для случая с использованием обычного усилителя.

Отдельный усилитель

Если смартфон использует хороший ЦАП, то можно максимально снизить влияние искажений от микшера системы.


Xiaomi Mi A1, Aune B1s и Final Audio Design F4100

Для этого надо выставить уровень громкости на максимум и уже далее регулировать громкость в самом усилителе. И попутно мониторить информацию по обновлениям версия программных плееров.

Альтернативный вариант без усилителя - использовать наушники с аналоговым регулятором громкости, вроде Sennheiser CX 980.

ЦАП

Хотя именно ЦАП обычно уделяется наибольшее внимание в рекламных проспектах, на деле его вклад в общее звучание самый минимальный. Дело в том, что его качество сильно зависит от реализации, где хороший результат обычно достигается в больших габаритах с существенным энергопотреблением.

Звук может быть хороший в рамках смартфона, но все остальные участки цепочки на практике более критичны.

Усилитель

Если получится вывести звук напрямую в ЦАП, то именно этот участок будет вторым по значению.

От того, какое напряжение может выдать усилитель, будет зависеть конечный уровень громкости устройства. Если напряжение будет низкое, то усилитель будет тихий и можно будет использовать только внутриканальные высокочувствительные наушники. Если амплитуда напряжения будет наоборот высока – то смартфон вероятно «раскачает» полноразмерные наушники, но при подключении внутриканальных наушников потребуется сильно снижать уровень громкости. Это чревато хорошей слышимостью фонового шума (как в треках с ступенями громкости ниже 5-той). Если же плеер прямого вывода звука не имеет, то к шуму еще добавятся и дополнительные искажения.

Помимо напряжения важно и значение отдаваемого тока усилителем. Ток может быть ограничен для обеспечения долгой работы устройства. При достижении определенного уровня громкости при подключенных наушниках звучание может стать резким или хриплым.

Важно подбирать оптимальные наушники под исходный усилитель усилитель в смартфоне. Для этого сделан соответствующий сервис сравнения в RAA .

Наушники

Наушники должны быть совместимы с усилителем. Должно быть оптимальное сочетание чувствительности и сопротивления (импеданса) с напряжением и током усилителя. Должен быть запас по регулировке громкости как вверх, так и вниз. Совместимость в данном случае сопоставима с выбором «шестеренок» в коробке передач автомобиля для обеспечения оптимальной скорости. Качество наушников безусловно важно, но оно не заменяет согласование с усилителем.

О согласовании наушников и усилителей можно прочитать в отдельном материале -

Плееры и смартфоны

В лаборатории RAA в завершающей стадии методика тестирования программных плееров для смартфонов и Hi-Fi плееров на Android. Это позволит делать групповые тесты плееров за относительно короткое время и давать точную информацию по поддержке прямого выхода звука и настройкам плееров для штатного ЦАП/кодека и вывода по USB. Голые цифры, без субъективного «показалось».

Дело только за интересом к этой теме у обычных пользователей. А у производителей – понимание, что такой интерес действительно есть.

В этом материале не было конкретики со списком плееров и их настроек под смартфоны. Основной целью было показать наличие проблемы и общие решения проблем.